Цит. по: Баканов Р.П. Формы обеспечения практической подготовки студентов на учебных занятиях отделения журналистики Казанского университета // Журналiстыка-2012: стан, праблемы i перспектывы: матэриялы XIV Мiжнароднай навукова-практичнай канферэнцыi / Рэдкал. С.В. Дубовiк. – Вып. 13. – Мiнск: БДУ, 2012. - С. 239-242.
Роман Баканов, Казанский (Приволжский) федеральный университет (Россия)
На отделении журналистики и социологии Казанского (Приволжского) федерального университета заканчиваются мероприятия, посвященные 50-летию со дня основания отделения журналистики. За это время здесь выпущено более пяти тысяч специалистов. Большинство городских и районных изданий, телерадиокомпаний, Интернет-редакций Татарстана и других регионов Поволжья укомплектовано выпускниками отделения журналистики Казанского университета.
В настоящее время на отделении журналистики обучается около 350 студентов, учебный процесс обеспечивается по очной и заочной формам обучения тремя кафедрами: журналистики (основана в 1962 г.), татарской журналистики (1962 г.) и теории и практики электронных СМИ (2002 г.). Большинство учебных дисциплин ведут журналисты-практики, работающие штатно в редакциях г. Казани.
Все виды и формы работы студента как в аудитории, так и вне ее соответствуют требованиям, содержащимся в Госстандарте подготовки журналистов. В частности, во время обучения используются:
- работа в творческих мастерских (постижение мастерства журналиста в практической среде реального СМИ);
- работа мастер-групп (деятельность в творческом коллективе под руководством преподавателя, результатом которой может быть как самостоятельный реальный творческий проект, так и виртуальный проект по созданию того или иного технологического звена СМИ);
- творческие кружки – мастерские художников (предполагают углубленное знакомство с предметами, как в рамках курса, так и в межкурсовом пространстве – междисциплинарные проекты, которые обеспечивают и преемственность между дисциплинами, и высокий уровень взаимодействия и взаимосвязей);
- интенсивные курсы-модели, предполагающие обеспечение практического усвоения знаний, полученных в результате теоретического знакомства с предметом;
- лаборатории исследований СМИ (мониторинговые, практико внедренческие, прогностические, технологические);
- межкурсовые интенсивы, позволяющие работать в одной группе студентам разных курсов и разных направлений, что обеспечивает интеграцию специализаций в рамках подготовки дипломированного специалиста (например, практикумы «Выпуск учебной газеты», «Выпуск учебной радиопрограммы», «Выпуск учебной телепрограммы»);
- научно-исследовательская и учебно-исследовательская деятельность под руководством преподавателя, а также в самостоятельной исследовательской группе.
К диагностическим средствам оценки знаний студентов относят системы тестирования, рубежных проверок, циклы контрольных и самостоятельных работ, обеспечивающих должный контроль над системой усвоения знаний студентом. Программы промежуточного контроля и итоговой аттестации, а также тесты содержат вопросы и задания, направленные на закрепление профессиональных компетенций, которые должны быть у каждого выпускника журфака.
Инновации на отделении журналистики включают в себя игровые формы обучения, дискуссии и исследовательские методики обучения.
Среди методов организации самостоятельной работы студентов особо выделяются методы стимулирования самостоятельности студентов: выпуск экспериментальной газеты, экспериментальной теле и радиогазеты; экспериментальной сетевой газеты; студенческой газеты межкурсового уровня; периодическая система участия студентов в анализе (мониторинге) практики современной системы СМИ РТ; студенческий мониторинг деятельности инфраструктуры системы СМИ Татарстана; сотворчество в системе студент-преподаватель по созданию современного издания (СМИ).
Для обеспечения качества подготовки студентов – будущих журналистов в их образовательной программе предусмотрено несколько видов практической деятельности Среди них наиболее существенными и продуктивными можно считать:
- работу в редакции СМИ и иного учреждения, нуждающегося в услугах журналиста;
- совместные акции СМИ и кафедр отделения журналистики при участии студентов по разработанному графику и плану, привлечение для обеспечения такого рода акций журналистов-практиков, реально осуществляющих деятельность в СМИ;
- планирование учебного занятия как части производственного процесса (имитационная игра).
На отделении журналистики организуются как семестровые, так летние творческие редакционные практики с целью освоения студентами мастерства разносторонней работе в качестве журналиста. Те ребята, которые зарекомендуют себя ответственными исполнителями, могут быть приняты на штатную работу в редакции на должность корреспондента. Большинство студентов-старшекурсников сейчас совмещают учебу с работой.
Коллектив отделения журналистики Казанского университета в течение многих лет изучает роль средств массовой информации в гуманизации общественных отношений и личности на примере журналистики.
На отделении осуществляется ряд проектов: «Методические разработки кафедры журналистики КФУ», «Журналистское знание в социальной системе», научное и учебно-методическое периодическое издание «Тонус» (издано 18 номеров, которые активно используются в качестве учебно-методических пособий).
В рамках исследования проблемы «Развитие многонациональной журналистики Республики Татарстан» ведется научно-исследовательская работа по направлению «Пути развития русскоязычной печати в Татарстане».
Уровень применяемых на кафедрах методов и технологий обучения экспертами оценивается как уровень выше среднего. Особо необходимо подчеркнуть активное внедрение в учебный процесс новых технологических приемов обучения с помощью компьютеров, позволяющих максимально приблизить учебную практику студентов к реальным условиям работы современной редакции конвергентного медиа. Среди них выделяются:
а) Интернет-моделирование в системе образовательного пространства студентов-журналистов, что приводит к появлению открытых мультимедийных систем интегрированного обучения;
б) Интернет-форумы как технологические приемы дискуссионного обучения в рамках специализаций на отделении журналистики (как один из вариантов такой технологии можно привести открытие и постоянное обновление информационно-образовательного портала «MediArt» (www.mediart.ru) и официального сайта факультета журналистики и социологии;
в) Интернет-игры как технологии, определяющие целью развитие профессиональной самостоятельности студентов-журналистов с учетом творческой индивидуальности каждого из их;
г) подготовка сетевой электронной газеты как технологический прием, используемый в обучении студентов-журналистов.
Журналистика продолжает меняться, приобретая с развитием новых технологических возможностей виртуальный характер. Соответственно, повышаются требования как к подготовке журналистов, так и к самим работникам СМИ. В этой связи, основной задачей журфака Казанского университета становится воспитание универсальных, конкурентоспособных, готовых постоянно повышать квалификацию и потому востребованных на рынке труда профессионалов.