Персональный сайт Романа Баканова - Информационная медиажурналистика о телевидении в печати Республики Татарстан
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Информационная медиажурналистика о телевидении в печати Республики Татарстан

Цит. по: Баканов Р.П. Информационная медиажурналистика о телевидении в печати Республики Татарстан // Информационное поле современной России: практика и эффекты. Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. В.З. Гарифуллина. – Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2005. – С. 22-34.

Под термином «информационная медиажурналистика» мы понимаем совокупность сообщений о телевидении, подготовленных по информационному поводу. Нами были изучены семь печатных СМИ, издающихся в Республике Татарстан (РТ) на русском языке. Это «Аргументы и факты - регион», «Вечерняя Казань» («ВК»), «Известия Татарстана» (с 1997 г. – «Время и деньги»), «Казанские ведомости», «Комсомольская правда в Татарстане» («КП» в Татарстане»), «Комсомолец Татарии» (с 1992 г. – «Молодежь Татарстана») и «Советская Татария» (с середины 1993 г. – «Республика Татарстан» («РТ»)). Данные печатные СМИ являются республиканскими общественно-политическими газетами и освещают разные повседневные проблемы республики. Хронологические рамки исследования 1991-2000 гг. Некоторые газеты появились на медиарынке РТ в середине хронологического периода настоящего исследования. Это «Аргументы и факты – регион» (1994 г.) и «Комсомольская правда» (1998 г.) Их анализ проводился по мере становления доступности номеров изданий.

Наша цель – определить уровень информационного потока о телевидении как типе СМИ и СМК в указанных республиканских газетах. Также видится необходимым определить общую оценку-отношение печатного вида СМИ к виду аудиовизуальному. Поддерживает печать электронного конкурента или, наоборот, критикует?

При проведении исследования мы применили методы сплошного мониторинга вышеуказанных печатных СМИ и контент-анализа публикаций о ТВ. В результате была предпринята попытка составления собственной классификации выявленных нами материалов о телевидении. Она состоит из двух глав, каждая из которых поделена на несколько параграфов. В первую главу мы включили материалы, которые не связаны с анализом конкретных телевизионных продуктов. При подготовке материалов такого типа журналисты применяли информационный подход. Рассмотрим данные публикации.

В одну из глав классификации мы включили следующие параграфы в зависимости от разнообразия подтем, заинтересовавших редакции исследуемых нами печатных СМИ: «Презентация-анонс телевизионных передач», «Исчезновение передач из телеэфира», «Телевидение и политика», «Борьба за телевизионный эфир», «Мнения журналистов о ситуации на отечественном телевидении», «Преследования тележурналистов за их творчество», «Председатель телекомпании (телевизионной редакции) на страницах газеты». Всего семь параграфов.

Изучая материалы, мы не только группируем их по определенным направлениям, но и отдельно анализируем каждую из публикаций. Мы ставим перед собой задачу не только рассмотреть жанровое, стилистическое, функциональное разнообразие данных журналистских выступлений, но и содержащуюся в них авторскую оценку. Думается, это позволит нам сделать общий вывод о том, под каким углом рассматривает и оценивает печать своего конкурента в борьбе за информирование общества. При описании параграфов мы будем руководствоваться количественным признаком: от параграфов с наибольшим числом работ постепенно перейдем к наименьшим.

1. Параграф «Презентация-анонс телевизионных передач» формировался из материалов, содержащих следующие признаки:

А). Как правило, работы, подготовленные в информационных жанрах журналистики (заметка, интервью, репортаж).

Б). Повествование о новом продукте творческой деятельности конкретных телевизионных редакций.

В). При рассказе автор постоянно обращает внимание аудитории на актуальность предмета описания, делает акценты на его уникальности.

Г). Автор публикации заостряет внимание читателей на полезности описываемого творческого продукта ТВ для аудитории, как правило, придавая вес сообщению ссылками на то, что конкретная программа (телесериал) пока не имеет аналогов на отечественном телевизионном экране.

Как явствует из мониторинга, данный параграф является самым значительным по численности выявленных материалов. За хронологический период настоящего исследования вышла 241 публикация, содержащая в себе информацию о новых проектах телекомпаний (это составляет 76,2% общего количества материалов о телевидении в РТ). В основном, такого рода материалы были помещены на страницах негосударственной «Вечерней Казани» и официально-правительственной «Советской Татарии» («Республике Татарстан»). Однако «ВК» больше рассказывала о новых телепередачах, которые вскоре выйдут в эфир казанских телекомпаний, «РТ» сообщала о долгосрочном сотрудничестве телекомпаний республики с коллегами из других регионов. Большая часть материалов опубликована на первых полосах, в информационных рубриках.

Если говорить о жанровом разнообразии данных работ, то здесь следует выделить заметку (с комментарием и без), анонс, эпизодически нами выявлено мини-интервью и комментарий. Объем текста невелик – порядка 15 – 30 строк. Мы констатируем полное отсутствие проблем в данных «презентационных» материалах. Вот некоторые темы, освещаемые печатными СМИ: первый выход в эфир негосударственной телекомпании в Казани, приобретение прав на телетрансляцию государственной телерадиокомпанией популярных зарубежных телесериалов, подготовка к началу работы первого в Казани приемно-передающего комплекса, позволяющего транслировать для жителей города передачи зарубежного телевидения. Но значительная часть публикаций посвящена рассказу о новых, готовящихся к эфиру, программах [1].

Ввиду привязанности материалов к информационным поводам, в текстах невозможно выделить какие-либо средства художественной выразительности. Большинство материалов-презентаций опубликовано без авторской подписи. Поэтому отсюда можно сделать вывод об обезличенности текстов, их информационной насыщенности. Как явствует из контент-анализа, многие публикации содержат в себе лишь ответы на вопросы «Что? Где? Когда? На каком канале?». По нашему мнению, в связи с этим значительное количество подобных материалов не содержит в себе никакой оценки описываемому факту.
Однако вместе с тем нами выявлены работы (их немного) с позитивной оценкой телепередач. Рассказывая, авторы (или редакция) применяют следующие речевые единицы-эпитеты и словосочетания: «безусловно, интересная программа», «всем советуем посмотреть», «очень интересная тема» и т.п. Рассказывая, например, о новоселье казанской телекомпании «Эфир» в новой студии, Л. Шебалова в «Известиях Татарстана» акцентирует внимание на удачных творческих проектах. Характеристика телекомпании «Эфир» такова: «Легкий на подъем, оперативный и доступный, дистанцию между собой и человеком с улицы искусственно не выдвигает» [2].

Больше всего заметок было опубликовано в 1994 году. Отметим, что на страницах таких газет, как «Молодежь Татарстана» и «Казанские ведомости» за хронологический период настоящего исследования презентационных материалов нами не выявлено.
 
В 1995-1997 гг. в изученных диссертантом печатных СМИ увеличилась численность анонсов. Еженедельно редакции «Вечерней Казани», «Республики Татарстан» и «Известий Татарстана» готовили специальные полосы, где читателям предлагалась подборка сообщений о наиболее интересных на взгляд редакций передачах, которые выйдут в эфир на предстоящей неделе. В основном, это были анонсы передач федеральных каналов. Рубрики назывались «Сиди и смотри» («Вечерняя Казань») и «ТВ-анонсы» («Республика Татарстан» и «Известия Татарстана»). Стиль подачи информации обезличен, редакционная оценка отсутствует.

В результате проведения контент-анализа презентационных сообщений, мы выявили следующую закономерность. В «Вечерней Казани» публиковались материалы, в большинстве своем представляющие проекты новой на телевизионном рынке г. Казани телекомпании «Эфир», а «Республика Татарстан» - государственной республиканской телекомпании. Данную ситуацию, на наш взгляд, можно объяснить схожестью принадлежности этих печатных СМИ к форме собственности телекомпаний. Дело в том, что «Вечерняя Казань», учрежденная в 1979 году Администрацией г. Казани, в начале 1990-х гг. отдалилась от данной государственной структуры, довольно часто позволяя себе критику местных органов власти. Корреспонденты т/к «Эфир» также в своих материалах ставили под сомнения действия администрации г. Казани. А правительственная «Республика Татарстан» обращала внимание на проекты государственной телекомпании «Татарстан». При этом в материалах, составивших данный параграф классификации, о критике программной политики по сути конкурирующих телекомпаний речи не было. Мы констатируем полное отсутствие негативной и критической оценок [3].

В результате проведенного анализа подобных публикаций, мы пришли к выводу, что материалы данного параграфа классификации можно отнести к анонсирующему типу медиажурналистики. Мы считаем, что материалы полифункциональны по своему значению. Во-первых, они выполняют информационно-коммуникативную функцию, т.к. несут в себе определенную новую информацию для читателей.
 
Во-вторых, здесь важную роль играет промоушн конкретных передач, так называемая коммерческо-промоцийная функция. То есть, редакция, поддерживая проект и рассказывая о нем, тем не менее, стремится, чтобы в нужное время на телеканал настроилось как можно большее число телезрителей. Кроме того, нам неизвестно наличие коммерческой выгоды для редакций печатных СМИ от подобного рода материалов, однако, ни один из них не был опубликован в рубрике «на правах рекламы». В связи с этим хотелось бы обратить внимание на заголовки публикаций. Значительное их количество, по нашему мнению, не содержит в себе авторской оценки. Например: «Телепередача о художнике Васильеве»; «Фантом» приходит в дом?»; «Ваша семья»; «Европейские программы увидим и в Казани»; «Верил я, придет Победа!»; «ГТРК «Татарстан» собирает друзей»; «Открытые небеса» и т.д. и т.п. [4].

В-третьих, материалы содержат в себе также и рекреативную функцию. Несмотря на публикацию, как правило, на первых полосах печатных СМИ, в материалах предлагается одна из форм проведения досуга аудитории. Как было отмечено выше, в текстах не содержится описания каких-либо проблем. Наоборот, в данных материалах газеты оказывают содействие работникам телевидения в увеличении количества аудитории и, тем самым, повышении рейтинга телекомпаний.

2. Параграф «Исчезновение передач из телеэфира». Критерии формирования:

А). Материалы подготовлены как в информационных, так и в аналитических жанрах журналистики (реплика, корреспонденция).

Б). Конкретный информационный повод – приостановка телевизионного (телевизионных) проектов (проекта).

В). В основе каждого подобного выступления заложен конфликт конкретного творческого работника (творческо-производственного объединения) либо с администрацией конкретного телеканала, либо с представителями власти.

Г). Здесь происходит столкновение точек зрения, мнений, позиций двух вышеуказанных сторон, а также присутствует (в большей или меньшей степени) авторский, своего рода сторонний, субъективный взгляд на сложившуюся ситуацию.

В данном параграфе представлено 11 материалов (3,5% от общего числа публикаций в печати РТ). Почти все они опубликованы на страницах критикующей власть «Вечерней Казани» и только два журналистских выступления – в «Известиях Татарстана» и «Аргументах и фактах-регион».

Что попадало в поле зрения редакций? Как явствует из контент-анализа материалов, многие из них выполнены в жанрах заметки и заметки с комментарием и представляют собой реакцию на прекращение вещания как отдельных передач, так и целых информационных блоков. Больше всех работ нами выявлено в 1994 году (4), менее всех – в 1991, 1995 и 1997 гг. (по одной). В 1992, 1998-99 гг. публикаций не зафиксировано.

Отметим, что во многих материалах лейтмотивом проходит финансово-политическая тема, которая, по мнению многих авторов публикаций и компетентных лиц, выступающих с комментарием, является причиной для прекращения вещания многих телепередач. При этом «Вечерняя Казань» и «АиФ-регион» негативно оценивают произошедшее (например: «В очередной раз нам указали, что можно смотреть, а что – нельзя» [5]), а «Известия Татарстана» подают информацию нейтрально. Каковы оценки, таковы и заголовки: «Куда исчезли «Секунды»?»; «Сюрприз перед «Зловещими мертвецами»; «Ночное ТВ. Оно вроде есть, но его как бы нет»; «Казанцы снова без ночного ТВ»; «Королева Марго» ушла, не попрощавшись» и т.п. [6] «Мы снова сели на голодный телевизионный паек, - констатирует В. Столяров в одном из материалов. – Во всем виноваты долги государства перед технико-передающим центром» [7].
По нашему мнению, материалы, вошедшие в данный параграф классификации, можно отнести в большей степени к комментирующему типу критики и медиажурналистики. Кроме того, здесь присутствует и постановка проблемы, ее констатация, но не описание. Отсюда наличие также и проблемно-постановочного типа, оттененного комментирующим типом.

Эпизодически авторы материалов позволяют себе выразить собственное мнение. Вот еще один пример: «Мне грустно, что из сетки «Эфира» исчезли «Итоги», - пишет телеобозреватель И. Ниоткуда. – А вообще я люблю наше телевидение за повторы. Например, придешь поздно домой с гостями из другого города, захочешь в 23.00 посмотреть ночной информационный выпуск на «Эфире», а диктор говорит «Сегодня в оперном зрители увидят…» Что же, таким образом повышают рейтинг передач, повторяя их по несколько раз?» [8]

Как нам кажется, в основу материалов заложена информационно-коммуникативная, оценочная и просветительская функции. А рекреативность, мы считаем, замещена четким информационным поводом и «злобой дня».

3. Набор критериев, по которым происходило формирование параграфа «Телевидение и политика»:

А). В основе публикаций – проблема отношений между телевидением как социальным институтом, средством формирования общественного мнения, видом СМИ и представителями органов власти (отдельных депутатов, партий, правительства, президента нашей страны).

Б). Данные взаимоотношения подаются через конфликт сторон. Автор, как правило, занимает негативную (критическую) позицию по отношению к политическим структурам, встав на сторону телевидения.

Нами выявлено 10 журналистских выступлений (3,1% всей численности публикаций о телевидении). По тематике материалы имеют сходство с предыдущим описанным параграфом. Однако здесь авторы проводят тему именно политического вмешательства в повседневную работу телекомпаний.

Все материалы рассказывают о проблемах местных телекомпаний. В поле зрения – лидеры электронного медиарынка РТ – «Эфир» и ГТРК «Татарстан». Восемь из десяти публикаций выявлено на страницах «Вечерней Казани».

Примеры. Первое выступление относится к 1993 году. Суть проблемы: с 1 июня из сетки вещания «Эфира» стали «вылетать» художественные фильмы. Редакция «Вечерки» выяснила, что показ «видиков» запретил в то время Премьер-министр РТ М. Сабиров. Необходима была регистрация фильмов. Редакция поддерживает телекомпанию, упрекая правительство республики. Итоговая версия газеты: «Неужели тем самым поднимают рейтинг ГТРК «Татарстан»?» [9] Почти весь хронологический период настоящего исследования в печатных СМИ создавался образ государственной телекомпании, не удовлетворяющей интересам зрителей, лишенной оперативности и потому имеющей крайне низкий процент постоянной аудитории.

Еще одной темой, привлекшей внимание печатных СМИ, стали забастовки связистов. Это вызвало различные оценки: от негативных реплик («Эта мера не решит всех проблем!») до нейтральных объявлений и комментариев [10].

Кроме того, один материал повествует о криминальной теме. Называется он «телевизионщики попались на сладком». Автор, Ю. Андреева, сообщает, что ГТРК «Татарстан» на крупную сумму закупило оптовую партию конфет. При проверке выяснилось, что продукция не дошла до телекомпании. Против ее руководства возбуждено уголовное дело по факту хищения в особо крупных размерах [11].

Таким образом, нейтральный стиль изложения информации является в данном параграфе классификации преобладающим. Редакции газет не допускают серьезных выпадов в сторону властных структур, однако, сожалея, что финансовые причины могут лишить зрителей телевизионного эфира.

Функции материалов: информационно-коммуникативная, оценочная, просветительская и рекреативная. Типы медиажурналистики: описательный и комментирующий (представлен эпизодически).

4. В параграф «Борьба за телевизионный эфир» мы включили публикации, общими в тексте которых были следующие проблемы:

А). Материалы подготовлены как в информационных, так и в аналитических жанрах.

Б). Здесь также четко выделен информационный повод – происходящие конфликты вокруг конкретного ТВ-подразделения (подразделений), являющегося (являющихся) производителями определенного телепродукта.

В). Конфликтность темы. Как правило, речь идет о противостоянии «творческая группа конкретной передачи – администрация телеканала (представители власти)» вокруг обозначенного телевизионного продукта, которого либо уже нет в сетке вещания, либо складываются все предпосылки чтобы его поскорее вытеснить из эфира.

Г). Как правило, автор материала проводит параллели сложившейся ситуации с некоторыми действиями определенных структур власти, при этом, не переходя на личности и упреки в их адрес.

Параграф представлен шестью материалами (1,9% всех выступлений о телевидении в изученной печати Татарстана). Жанры: заметка, комментарий, корреспонденция и версия. В большинстве публикаций речь идет о проблемах местных телекомпаний, однако, две работы посвящены передачам федеральных каналов – «Взгляду» («Останкино») и «Куклам» (НТВ) [12]. При этом авторы материалов поддерживают телевизионных коллег, надеясь, что их трудности в скором времени будут преодолены.

Темы других четырех публикаций: продолжающаяся борьба с чиновниками казанской телекомпании «Эфир» за право самостоятельного формирования своей сетки вещания [13]; причины изменения частоты трансляции НТВ в Казани [14]; объявление о голодовке нескольких работников государственной телерадиокомпании республики против кадровой политики председателя ГТРК [15]; трансляция телекомпанией г. Бугульмы телекомпании, не оплатившей вещание [16]. Большинство материалов содержит в себе элементы анализа описываемых ситуаций, присутствуют также комментарии компетентных лиц. В четырех публикациях лейтмотивом проходит тема политики.

По нашему мнению, материалы данного параграфа классификации можно отнести к описательному и эпизодически комментирующему типам медиажурналистики. Второй тип проявляется через комментарии специалистов в работах, в которых речь идет о некоторых проблемных ситуациях.

Функции материалов, мы считаем, таковы: информационно-коммуникативная, просветительская, оценочная и рекреативная.

5. Следующий параграф – «Мнения журналистов о ситуации на отечественном телевидении» – сформирован нами по следующим характерным чертам, содержащимся в журналистских выступлениях:

А). Публикации подготовлены в жанрах интервью (диалога и монолога), а также комментария или беседы.

Б). Как правило, в подобных материалах нет конкретного информационного повода. Встреча с известными аудитории журналистами (не обязательно телевизионными) происходит после определенных событий, так или иначе касающихся деятельности ТВ.

В). В данных материалах для выражения собственной позиции по сложившимся ситуациям слово предоставляется наиболее известным аудитории работникам телевидения, людям, заслужившим авторитет в телевизионных кругах.
Г). Как правило, отсутствие (либо незначительное присутствие) мнения на сложившуюся ситуацию на ТВ у работника печатного СМИ (интервьюера) против ярко выраженной позиции респондента.

Здесь 5 материалов (1,6% от всех сообщений о ТВ), опубликованных в «Вечерней Казани», «Аргументах и фактах – регион» и «Молодежи Татарстана». Параграф представляет собой небольшие по объему информационные интервью и информационную корреспонденцию, обобщающие результаты социологического опроса телепредпочтений жителей г. Казани.

Интервью являются проблемно-презентационными: в них известные в республике журналисты делятся впечатлениями о состоянии местного телевидения [17], а также определяются проблемы отрасли. Состав интервьюируемых - от жителей г. Казани [18] до заместителя министра связи РТ [19].

Из контент-анализа данных материалов явствует, что их можно отнести к анонсирующему типу медиажурналистики, т.к. в каждой работе предпринимаются попытки прогноза состояния республиканского телевизионного рынка на 2-3 года вперед. Функциональное разнообразие состоит из информационно-коммуникативной, просветительской, коммерческо-промоцийной, прогностической и рекреативной функций.

6. Параграф «Преследования тележурналистов за их творчество». Его основу составили материалы, схожие по таким критериям:

А). Присутствие информационного повода: как правило, в нем идет речь об определенном давлении на тележурналиста или творческую группу (со стороны начальства, а также властных структур) вследствие подготовленного и вышедшего в эфир определенного информационного продукта.

Б). Материалы в печати, повествующие о данной теме, подготовлены, по нашему мнению, на стыке некоторых жанров. Например, встречается заметка с комментарием (комментариями), корреспонденция с элементами интервью, интервью может быть дополнено авторскими репликами.

В). Основное содержание текстов – повествование о развитии ситуации. В хронологическом порядке перед читателями предстает история развития данного конфликта.

Г). При данном повествовании автор, как правило, не выражает своих эмоций, не пытается найти виновных в сложившейся ситуации, ограничиваясь лишь перечислением фактов.

Д). В данных работах развивается противостояние сторон: «автор (авторы) передачи – руководство телеканала или властные структуры», выражаемое в антагонистском обмене мнениями. По нашему мнению, данное приводит к развитию выяснения отношений между сторонами.

За хронологический период исследования нами выявлен всего один материал по данной теме (0,3% всей численности). Суть проблемы: в марте 1996 года в «Вечерней Казани» было опубликовано письмо редакторов и режиссеров ГТРК «Татарстан», выразивших требование Председателю ГТРК добровольно уйти в отставку. Спустя полтора месяца редакция вернулась к теме и выяснила, что на авторов письма начались гонения («как и следовало ожидать»). В данной заметке, опубликованной без авторской подписи, им оказывается поддержка. Оценка ситуации негативная, однако, редакция не обращается к Председателю ГТРК с просьбой об отставке. Что будет дальше? – такова, мы считаем, идея данной публикации [20]. В заголовке – «Телевидение объявляет… голодовку» - претензия на сенсацию местного масштаба.

Из контент-анализа видно, что здесь присутствует проблемно-постановочный тип медиажурналистики. Функции: информационно-коммуникативная, просветительская и оценочная.

7. Параграф «Председатель телекомпании (телевизионной редакции) на страницах газеты». Сюда мы отобрали публикации, имеющие следующие, на наш взгляд, идентичные составляющие:

А). Герои подобных материалов – руководители, как телевизионных каналов, так и творческих студий (редакций).

Б). Авторы публикаций стараются передать обстановку, в условиях которой трудится герой, и которую он поддерживает (не поддерживает).

В). Как правило, авторам материалов редко удается остаться на нейтральной позиции. Произведения имеют четкую авторскую точку зрения по описываемой ситуации, выраженную в применении лексических единиц, придающих тексту особую эмоциональную окрашенность (позитивную, негативную, критическую).

В данном параграфе также содержится один материал. Это открытое письмо творческих работников ГТРК «Татарстан», о котором мы упоминали при описании предыдущего параграфа. Оценка председателю негативная. Текст публикуется без комментариев редакции. Однако, как явствует из мониторинга, данная скандальная ситуация на страницах печатных СМИ продолжения не имела [21].

Тип медиажурналистики данного материала можно охарактеризовать как проблемно-постановочный и содержащий информационно-коммуникативную и просветительскую функции.

Таким образом, мы пришли к следующим выводам:

1. За период 1990-х гг. в главу нашей классификации, содержащей материалы, подготовленные по информационному поводу, мы выявили и отнесли в семь параграфов 275 работ, опубликованных на страницах печатных СМИ РТ. Значительное их количество составляет параграф «Презентация-анонс телевизионных передач» (241). Доля остальных шести параграфов классификации– всего 34 материала. Также отметим крайнюю нерегулярность и неравномерность выхода материалов. Например, в «Вечерней Казани» за весь период было опубликовано 120 работ, в «КП» в Татарстане» – 8 за 1998-99 гг., а в «Казанских ведомостях» материалов, темой которых стало телевидение, не выявлено.

2. Все публикации невелики по объему (не более 100 строк). Рассказывается, в основном, о передачах местного телевидения (ГТРК «Татарстан» и телекомпании «Эфир»), но есть и материалы, посвященные федеральным телеканалам («Останкино», РТР, НТВ). Как явствует из контент-анализа материалов, нейтральная оценка описываемых проблем преобладает над негативной. Крайне редко выявлена позитивная оценка деятельности телевидения.

3. Публикации в СМИ РТ содержат в себе полифункциональность. Преобладающими являются информационно-коммуникативная, оценочная, просветительская и рекреативная функции.

4. Ввиду преобладания в печатных СМИ Татарстана материалов-презентаций ТВ-проектов, доминирующим является анонсирующий тип медиажурналистики.


Поиск

Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Архив записей


Copyright MyCorp © 2018Конструктор сайтов - uCoz