Персональный сайт Романа Баканова - Лексико-стилистическое своеобразие текстов телекритика Телемаха Пандорина в «Независимой газете»
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Лексико-стилистическое своеобразие текстов телекритика Телемаха Пандорина в «Независимой газете»

Цит. по: Баканов Р.П. Лексико-стилистическое своеобразие текстов телекритика Т.Пандорина в «Независимой газете» / Р.П. Баканов // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Материалы межвузовской научно-практической конференции 22-23 апреля 2009 г. / Под ред. В.И. Конькова. – СПб.: Изд-во «Роза мира», 2009. – С. 138-139.

Баканов Р.П.

На протяжении нескольких лет в пятничном выпуске «Независимой газеты», на 18-й странице в рубрике «Телевидение» публикуется авторская колонка Телемаха Пандорина, в которой автор каждый раз присуждает шутливое звание «телепузика» недели одному из тех, кого видел на экране в прошедшие семь дней. Телемах Пандорин – творческий псевдоним, видимо, главного редактора этой газеты Константина Ремчукова, однако, прямых доказательств тому нет. Данное предположение сделано нами на основании того, что несколько материалов данной колонки были опубликованы за подписью самого К. Ремчукова. При этом творческий стиль подачи материала, характерный для колонки, оставался прежним.

Мы проанализировали выступления Т. Пандорина в «Независимой газете» за период с января 2007-го по 1 марта 2009 годов. За это время было опубликовано 100 выступлений данного автора. Оценочная палитра, содержащаяся в выступлениях ТВ-аналитика, такова: 29 материалов с положительной оценкой; 26 – без оценки (так называемые нейтральные публикации) и 45 имели негативную оценку объекту внимания автора.

В чем специфика работы Телемаха Падронина? Ведь в центре его внимания не анализ телепередач, а лишь поведение одной из медийных персон, участвовавшая в одной из ТВ-программ. Присуждение несерьезного звания «телепузика недели» в то же время является и способом самовыражения. Автор демонстрирует в тексте, что известный человек, у которого с помощью СМИ сформирован определенный образ, на время может оказаться совсем не таким, каким зрители привыкли его видеть. Судя по тому, что большинство авторских выступлений за хронологический период нашего исследования содержало негативную оценку человека, справедливо говорить о выявлении не героя недели, а ее телевизионного антигероя. Тем самым, Т. Пандорин использует прием «несерьезного в серьезном». В общественно-политической «Независимой газете» данная колонка может быть воспринята аудиторией, как одна из форм проявления рекреативной (развлекательной) функции.

Авторская специфика взгляда на телепередачи подразумевает и особенности применения лексико-стилистических средств. Телемах Пандорин в оценке передач всегда субъективен. Оценка передач осуществляется, исходя из того, что увидел критик. В его «арсенале»: просторечия («телик», «коммуняки»), сравнения и метафоры. Большую роль в выступлениях играет ирония как по отношению к авторам передач, к ее гостям, так и по поводу темы разговора. Например: (речь идет о сериалах) «Вот уж чье засилье зашкаливает! Вот уж чья пустопорожность грозит усыпить нацию!». Что делать, если мы до такой степени оболванились?.. А я-то, наивный, поверил в серьезный разговор о серьезной проблеме! И попал на промоакцию. Оно, может, и ловко придумано – рекламировать свой продукт под видом национального интереса. Но не очень чтобы солидно – скрещивать ежа с ужом в прямом эфире федерального канала…» (Ловкий ход // НГ. – 2008. – 1 февраля). В заголовках к его материалам всегда содержится авторское – как правило, негативное, отношение к предмету дальнейшего разговора. Вот несколько примеров: «Стыдно, батюшка!», «Урок неистории, «На кривой кобыле», «Безбашенное шоу», «Шок-шоу» и т.д.

Мы считаем, что употребление просторечий и сленга, возможно, могут помочь в установлении более эффективной коммуникации между автором и его читателем. Однако, на наш взгляд, такие слова и выражения должны лишь создавать общий эмоциональный фон для качественного, вдумчивого и аргументированного анализа ТВ-передач или телеявлений. Но, как показало наше исследование, зачастую Телемаху Пандорину не удается сдержать эмоции, и они становятся главными в тексте, вытесняя анализ на периферию авторского внимания. Оправдана ли ставка на эмоции в деловом издании, коим позиционирует себя редакция «Независимой газеты»? Специфика рубрики этого автора заключается в том, в ней шутливо рассказывается, в основном, о передачах на политическую тему. Насколько читаем в газете этот «уголок иронии» – неизвестно. Контент-анализа рубрики Т. Пандорина «Телевидение» свидетельствует, что как таковое исследование качества передач в ней отсутствует, а сам автор представляет лишь свое субъективное общее впечатление о телевизионном продукте.
Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей


Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz