Персональный сайт Романа Баканова - Некоторые проблемы дизайна корпоративных изданий в России
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Некоторые проблемы дизайна корпоративных изданий в России

Цит. по: Баканов Р.П. Некоторые проблемы дизайна корпоративных изданий в России // Материалы ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации» / Под ред. проф. В.В. Тулупова. – Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2009. – С. 216-218.

В данной работе обобщаются итоги исследования специфики верстки и дизайна корпоративной прессы РФ, подготовленные нами в качестве одного из членов экспертной группы для Национального конкурса корпоративных медийных ресурсов «Серебряные нити» (21-24 ноября 2007 г., г. Москва). Источниковую базу составили 28 изданий (газеты, журналы, бюллетени, листовки) различной периодичности.

Все представленные на конкурс печатные СМИ имеют удобный формат таблоида (А3). Это полноцветные, трехцветные и реже двухцветные издания с разным полиграфическим уровнем.

Большинство редакций газет стремится к постоянству и выдерживают графический стиль, но не постоянны в рубриках. Выдерживают рубрики, например, газеты «Связист Северо-Запада», «Нижполиграф и я», «УГМК-Холдинг. Вести», но с учетом требований плана номера здесь появляются и новые рубрики. Но в то же время некоторые постоянные рубрики имеют свои погрешности. Так, в корпоративной газете предприятия «Нижполиграф и я» (г. Нижний Новгород) рубрика «План-факт» представляет трудно воспринимаемые диаграммы, причем на первой полосе. Рубрики «Новости страхования» и «Новости АСКО» не имеют постоянного места в «Вестнике АСКО». Новости могут быть как на второй, так и на восьмой полосе.

Газеты обедняют мелкие однотипные фотографии, тем более, если это только лица на сером фоне и те без подписей («Нижполиграф и я») или качественные фотографии, но без подписей («Медногорский металлург»). Таким газетам как «Нижполиграф и я» в качестве рекомендации можно предложить уменьшить текстовую часть и больше помещать «живых» и интересных фотографий. Пример удачного дизайнерского решения и творческого видения – издания «УГМК-Холдинг. Вести» (Свердловская область, г. Верхняя Пышма), «Связист Северо-Запада». Крупные, четкие, оригинальные, «говорящие», «живые» фотографии дополняют текстовую часть, помогают создать единую форму материалу.

Фотографии сопровождают почти все тексты, но редко при этом являются дополнением к материалу. Так, в одном из номеров газеты «Энергетик» (Республика Коми) рассказывается о стихийном бедствии, о последствиях урагана. В то же время на сопровождающем текст фото мы видим «ледоход на реке Печора» (это в августовском-то номере!), еще несколько пейзажей, сфотографированных общим планом. Если автор репортажа перечисляет убытки от стихии, то для читателей, на наш взгляд, выигрышнее было бы поместить документальное фото с места события.

Проблема подбора фотографий остро стоит и в интервью из серии «Жизнь замечательных людей», и в небольших зарисовках о передовиках производства. Людей на страницах большинства проанализированных изданий много, большая их часть имеет награды и звания. Основная цель такого рода публикаций, по нашему мнению, направлена на реализацию воспитательной функции СМИ, ведь каждый герой – положительный человек, почти не имеющий недостатков. Эти положительные люди говорят так, как будто сдают самый главный экзамен в жизни: видно, что волнуются. Еще бы: ведь то, что скажут, прочтет начальство. Материалы сопровождают фотографии, в которых герой либо находится в кругу семьи, либо стоит один по стойке «смирно». В редких случаях (например, в газетах «Наша энергия», «Связист Северо-Запада», «Балтика») есть фото из домашнего архива героев, «живые» фотографии, в которых присутствует драматургия момента. Иногда удачно подобранные иллюстрации могут представить человека лучше, чем он сможет о себе рассказать.

В то же время издание проигрывает, если газетные полосы искусственно заполняются ТВ-программой, гороскопами, рекламой, растяжкой и увеличением шрифта. Этот факт явно указывает на отсутствие информации или неумение ее производить, что как раз должно быть свойственно пресс-службе предприятия. Как видно из контент-анализа корпоративных изданий, почти в каждом из них отсутствует такое явление, как конкуренция текстов за право быть опубликованными. Такой вывод можно сделать, внимательно прочитав лишь 2-3 текста в каждой газете. Большинство материалов, особенно если это отчеты с важных мероприятий, затянуты. Иногда корреспондентам не хватает одной и даже двух полос для передачи всей информации о произошедшем. Фотографии должны дополнять содержание текста, а не отвлекать от него.

Удачное решение, на наш взгляд, – использование информативных, наглядных анонсов («УГМК-Холдинг. Вести», «Чусовской металлург»), содержания-анонса с точным указанием рубрики-темы («АиФ АСКО»), анонса-рекламы («Балтика»), анонса-комментария («Связист Северо-Запада»).

Верстка зачастую определяет успех издания («Связист Северо-Запада»). Грамотная верстка, как продуманная стратегия: выделить главное, создать видимость, значимость факта, показать индивидуальность личности. Но, к сожалению, лишь единицы используют современные приемы графического дизайна. Многие газеты сохраняют старые подходы, используемые еще в советское время. Так, газета «Курская руда» (г. Железногорск) сверстана так, что трудно выделить главное, определить тему номера. Тексты сливаются между собой и в газете «Открытые горизонты» (г. Кемерово).

Отличаются в этом плане издания «Балтика», «Связист Северо-Запада»: оригинальный профессиональный дизайн, четкие информативные фотографии, продуманные коллажи, ненавязчивая реклама.

Ряд компаний выпускает несколько периодических изданий. Это может быть ежемесячная газета или информационные бюллетень + журнал в более качественном исполнении («Вестник АСКО» – «АиФ АСКО»).

Встречаются издания без указания выходных данных («Вагоноремонтник»). Такое издание не может считаться газетой. Это стенгазета или листовка.

Надо отметить, что газета получается профессиональной с точки зрения графического дизайна, если организация прибегает к помощи специалистов в этой области («Энергия Северо-Запада», г. Санкт-Петербург): продуманное цветовое решение, отличная графика, дизайн, взаимодействие текста и графики - одним словом – единство содержания и формы.

Как видно из нашего исследования, далеко не в каждой редакции корпоративного СМИ обращают внимание на общий стиль газеты, правила верстки, а также композиционное построение каждого номера. Можно выделить такие наиболее распространенные ошибки: сложно читаемая «шапка» издания («За калий», «Нижполиграф и я», «Киришская PRO ГРЭСС», «Вестник ИЭК» (что такое ИЭК, на первой полосе не расшифровывается) и другие). Слова порой сливаются или между ними не видны пробелы, поэтому если издание будет читать не работающий на этом предприятии человек, то ему будет трудно понять смысл. В заголовках, как и в текстах, не нужны аббревиатуры! Они чаще всего бывают понятны только работникам предприятий, но отталкивают от текста других потенциальных читателей, которые с данной организацией не связаны.

Вызывает удивление и смысловая логика размещения публикаций по полосам. Так, далеко не все представленные для анализа издания открывают очередной номер не последними новостями о деятельности предприятия, а с очередного интервью или обращения-поздравления его директора. Длинный текст продолжается и на других полосах номера. О производственных достижениях речь идет, как правило, на второй-четвертой страницах номера. Эта тема доминирует. Материалов на тему отдыха рабочих публикуется мало, но они есть в таких газетах, как «Арсенал», «Энергетик», «Балтика», «Пермская нефть» и в других. Довольно часто на полосах публикуются никак не связанные логически тексты. Из-за того, что многие газеты еще не перешли на полноцветное издание, они выглядят мрачно. Редкие печатные корпоративные СМИ стилизованы под корпоративные цвета своего предприятия: «Балтика», «Чусовской металлург», «Энергия Северо-Запада», «Волгателеком» на связи», «Пермская нефть».

Таким образом, чтобы корпоративные издания пользовались большой популярностью у аудитории, их сотрудники должны, прежде всего, заинтересовать читателей, предлагая им не банальное, а оригинальное информационное сопровождение ведомственных мероприятий. Большую роль в этом играют не столько жанрово-стилистические особенности изложения сведений (людям требуется время, чтобы вникнуть в суть текста), сколько визуальное оформление издания. Именно от того, насколько грамотно оформлено печатное медиа, зависит первое впечатление его потенциальных читателей.
Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей


Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz