Персональный сайт Романа Баканова - Образ телевидения на страницах печати Республики Татарстан
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Образ телевидения на страницах печати Республики Татарстан

Цит. по: Баканов Р.П. Образ телевидения на страницах печати Республики Татарстан / Р.П. Баканов // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Материалы межвузовской научно-практической конференции 21-22 апреля 2004 г. / Под ред. В.И. Конькова. – СПб.: Изд-во «Роза мира», 2004. – С. 338 – 339.

Р.П. Баканов, Казанский государственный университет, аспирант


Автором были изучены материалы в газетах и журналах, имеющих читательскую аудиторию по всей Республике Татарстан (РТ), за последнее пятилетие – с 1 мая 1998-го по 1 мая 2003 гг. В настоящее время можно смело говорить о взаимопроникновении и взаимодействии «мира печати» и «мира телевидения». Так, в новостных передачах «прописалась» рубрика «Обзор сегодняшних газет», а в газетах публикуются материалы о ТВ и радио (сетки вещания каналов, аннотации к некоторым программам и фильмам и другое).

Объект исследования – ряд печатных средств массовой информации, публикующих сообщения на разные темы, имеющих аудиторию во многих городах и районах Республики Татарстан. Автором, однако, не изучались специализированные тематические газеты и журналы.

Всего автором были отобраны для изучения 12 газет и 3 журнала, имеющие распространение и постоянную аудиторию читателей в городах и районах РТ. Все они составили источниковедческую базу данного исследования.

Проводя мониторинг печати, при выборе материалов, посвященных телевизионной теме, автор руководствовался следующими единицами: телевидение, телевизионная программа, название телеканала, фамилии популярных телевизионных журналистов. Публикация считалась посвященной телевидению тогда, когда данные индикаторы в тексте присутствовали в совокупности.

Результаты мониторинга, проведенного нами, явствуют, что, в среднем, около 30% (377 публикаций) составляют работы, перепечатанные из московских всероссийских газет и журналов. Отметим неравномерную периодичность выхода в свет подобных материалов (например, в «Вечерней Казани» за исследуемое пятилетие таких работ зафиксировано 182, в государственных «Республика Татарстан» и «Казанские ведомости» - 120 и 84 соответственно, а газета «Время и Деньги» телевизионной теме уделила внимание всего 3 раза).

В каждой из 15 республиканских газет и журналов на русском языке, в которых проводился мониторинг, к телевизионной теме обращались, в среднем, по 2-4 (реже больше) раза в месяц. Среди материалов, посвященных телевидению, наблюдается жанровая структура и разнообразие. Журналисты готовили свои выступления как в информационных, так и в аналитических жанрах. Информационной группы большинство, представлена она заметкой, интервью, аннотацией. Аналитические жанры – информационной корреспонденцией, комментарием, и мини-обозрением. Они публиковались в негосударственных по форме собственности печатных СМИ. Таким образом, среди жанров в подобных работах преобладают информационные, а не аналитические.

В журналах ситуация иная. Специфика данного типа СМИ способствует преобладанию аналитики над собственно информацией. Два из трех журналов, в которых проводился мониторинг по выявлению материалов, посвященных телевидению, – «Татарстан» и «Кураж» – всего по 5 раз обращались к теме нашего исследования.

Государственные печатные СМИ, изученные нами, рассказывая о телевидении, лишь констатируют факты, о которых сообщают.

По нашему мнению, спектр подтем публикаций по интересующей нас теме широк. По мнению автора дипломного исследования, данное сочетание целей и функций в публикациях о телевидении являются новыми приемами в подаче информации о ТВ. Все журналистские выступления, посвященные деятельности телевидения как типа средств массовой информации, можно разделить на 2 группы по объекту отображения:

а). Непосредственно повествующие о деятельности телевизионных редакций. В зеркале данных журналистских выступлений – новые проекты, интервью с ведущими или участниками телепрограмм, секреты телевизионной «кухни»;

б). События на околотелевизионную тему. Обсуждение в печати различных официальных документов, касающихся деятельности телевидения подготовленных (готовящихся) во властных структурах; корреспонденции, в основу которых положена ситуация с отключением вещания в Казани и республике некоторых телеканалов (НТВ и MTV).

Среди ряда функций журналистский произведений, выделенных Е.П.Прохоровым, В.В.Егоровым, Р.Д.Копыловой, Г.В.Кузнецовым и некоторыми другими теоретиками журналистики, отметим преимущества информационной и рекреативной (развлекательной) функций. Вот признаки рекреативной функции:

1. Эпизодичность обращений журналистов печатных СМИ к телевизионной теме;

2. Монопроблематичность материалов о телевидении. Как правило, выполнены они в информационных жанрах;

3. Материалы, посвященные данному типу СМИ, в основном, основаны на любопытных фактах из жизни известных ТВ-персон, съемки телепрограмм, раскрываются секреты «телекухни».

При этом каждый из текстов несет аудитории определенную информацию, смысловую нагрузку. Поэтому, по нашему мнению, можно говорить также об информационной функции журналистских произведений, посвященных деятельности телевидения как типа СМИ.

В данном материале автор сознательно мало использует понятие «телевизионная критика», желая детальнее изучить такое пока мало изученное в Татарстане явление. По нашему мнению, сегодня можно говорить о процессе становления телевизионной критики, но только пока на страницах негосударственной республиканской изученной нами печати на русском языке. Результаты мониторинга показывают, что в данных СМИ чаще, нежели в государственных, публикуются аналитические работы на телевизионную тему, больше осмысления действительности, обобщений и сравнений.

Таким образом, материалы о телевидении, опубликованные в печати, представляют одну из сторон системы средств массовой информации. Отношения между печатью и телевидением носят оценочный характер, преимущественно выражающийся в критике друг друга. Общность их интересов, проявляющаяся в информировании аудитории, направлена, в первую очередь, на аудиторию, конкретного индивида.

Несмотря на то, что каждое из изученных нами СМИ публикует информацию о телевидении, в среднем, 2-4 раза в месяц, за период с 1 мая 1998 по 1 мая 2003 гг. выявлена группа подобных работ со своей определенной структурой, жанровым и стилистико-лексическим своеобразием.

Поиск

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей


Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz