Персональный сайт Романа Баканова - Телевизионная критика на страницах русскоязычной печати Республики Татарстан: постановка проблемы
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Телевизионная критика на страницах русскоязычной печати Республики Татарстан: постановка проблемы


Цит. по: Баканов Р.П. Телевизионная критика на страницах русскоязычной печати Республики Татарстан: постановка проблемы / Р.П. Баканов // Журналистика в 2003 году: Обретения и потери, стратегии развития. Сборник материалов научно-практической конференции. Часть 2. – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004. – С. 5-6.
 
Р.П. Баканов, Казанский государственный университет, аспирант

 
Газетно-журнальная критика телевидения – явление для Республики Татарстан новое, начавшее развиваться в 90-е годы прошлого века. Тональность материалов не остается постоянной. В тоже время, как самостоятельная разновидность газетно-журнальная критика телевидения в Республике Татарстан пока мало изучена.

Мониторинг 15-и русскоязычных печатных средств массовой информации, издающихся в Татарстане, проводящийся нами, показывает, что на их страницах периодически появляются публикации, посвященные телевидению (местному и федеральному) как типу СМИ. Анализируемые автором материалы, могут послужить оптимизации информационного взаимодействия, содействовать обеспечению удовлетворения потребностей аудитории и повышению компетентности журналистского творчества.

С дальнейшим научно-техническим прогрессом развиваются и постоянно входят в быт людей электронные средства массовой информации (СМИ) – радио, телевидение, Интернет. Печать из-за невысокой оперативности в предпочтениях аудитории постепенно отошла на второй план по сравнению с ними. Потребителям нужны не просто новости, они хотят увидеть событие своими глазами, как бы перенестись на место его свершения. За счет динамичного видео телевидение выигрывает у радио, которому всегда есть, что сказать, но нечего показать, и газеты, ограниченной форматом и количеством полос.

Сегодня телевидение предлагает аудитории программы, способные удовлетворить разные ее вкусы. Данный вид средств массовой информации стал частью нашей жизни.

Словом, для аудитории данный вид СМИ в начале 21 века, как пишет Л.А.Васильева в работе «Делаем новости!», – «…не только получение необходимой информации, удовлетворение духовных потребностей, не только развлечение, но и объект обсуждений, слухов. Люди чувствуют некую причастность к происходящему по ту сторону экрана».

В современных условиях усиливаются взаимовлияние и взаимозависимость разнородных средств массовой информации, которые действуют в единой системе, интегрируемой информационным рынком. По мнению А.Г. Голикова (в работе «Российские монополии в зеркале прессы») и Л.А. Васильевой, сейчас можно говорить о зарождении новой социальной проблемы – «…Потребности аудитории в поддержании слухов…»Тем самым то, что интересует зрителей, аудитория сама выносит на широкую общественность.

По образному выражению Г.В. Кузнецова, в настоящее время можно смело говорить о взаимопроникновении и взаимодействии «мира печати» и «мира телевидения». Так, в новостных передачах «прописалась» рубрика «Обзор сегодняшних газет», а в газетах публикуются материалы о ТВ и радио (сетки вещания каналов, аннотации к некоторым программам и фильмам и другое). Рассмотрение телевидения «в зеркале» критики печати позволит обнаружить новый ракурс в системном подходе к средствам массовой информации.

Данное направление – попытка систематизации и исследования публикаций на телевизионную тему не только в республиканской русскоязычной печати, но и на страницах федеральной прессы.

Целью исследования является определение характера публикаций на телевизионную тематику в русскоязычной прессе (что здесь преобладает - позитивная, нейтральная, негативная, критическая направленность) и их значимости в запросах аудитории и журналистской практике.

Из поставленной цели вытекает ряд задач:

1. Выявление материалов, посвященных как республиканскому, так и федеральному телевидению, в русскоязычной республиканской прессе, имеющей аудиторию в городах и районах Республики Татарстан;

2. Определение места и функций подобных сообщений в системе материалов как отдельного печатного СМИ, так и в целом в русскоязычных печатных средствах массовой информации республики;

3. Определение и измерение уровня информационного потока публикаций в газетах и журналах Республики Татарстан, а также выявление количества информационных и аналитических материалов, посвященных телевизионной теме;

4. Выявление жанровых предпочтений журналистов анализируемых печатных СМИ.

Для решения части поставленных задач автором проводится контент-анализ. Его программа включает в себя ряд задач:

1. На основе проведенного мониторинга русскоязычных печатных СМИ, определить типологию материалов на телевизионную тему, выяснить их жанровое разнообразие;

2. На основе анализа авторских позиций конкретных публикаций о ТВ, составить общее синтезированное представление о том, как печать относится к телевидению.

Проводя мониторинг, при выборе материалов, посвященных телевизионной теме, автор исследования будет руководствоваться следующими единицами: телевидение, телевизионная программа, название телеканала, фамилии популярных телевизионных журналистов. Публикация считалась посвященной телевидению тогда, когда данные индикаторы в тексте присутствовали в совокупности.

Объект исследования – ряд печатных средств массовой информации, публикующих сообщения на разные темы, имеющих аудиторию во многих городах и районах Республики Татарстан. Специализированные тематические газеты и журналы нами не рассматриваются.

Всего автором были отобраны для изучения 12 газет и 3 журнала, имеющие распространение и постоянную аудиторию читателей в городах и районах Татарстана. Все они составили источниковедческую базу данного исследования.

Предмет исследования – публикации в данных изданиях на телевизионную тему. Хотелось бы рассмотреть материалы в их общей совокупности, комплексно, а не только как отдельные факты упоминаний о телевидении в газетах и журналах.

Новизна нашего исследования, предположительно, будет заключаться в следующем:

- Определение жанрового разнообразия или однообразия материалов о телевидении в прессе;

- Поскольку газетный текст «выживает» сегодня не столько за счет возможности предоставить читателям дополнительную информацию об уже известном, сколько за счет новой организации известного, на наш взгляд, возможно отследить новые приемы подачи материала о ТВ журналистами (например, неожиданное сочетание в сообщении данных, которые до того считались независимыми; или проведение парадоксальных аналогий, часто шокирующих, пародирование и так далее) и стилистику такого рода публикаций;

- Определение задач и функций газетно-журнальных материалов о ТВ, выявление специальных функций таких материалов (если они имеются);

- Выделить как проблему перепечатанные местной исследуемой нами печатью из федеральной прессы материалы о телевидении как типе СМИ (если они имеются).

Постановка проблемы. В печатных средствах массовой информации есть место для разных тем. Но есть ли там материалы о телевидении? Как часто они появляются? Думается, взаимоотношение печати и телевидения нужно рассмотреть в контексте системы СМИ. При этом оба вида СМИ выполняют одинаковые функции, и первостепенной из них является информирование общественности. Если, допустим, подобные работы имеют место, – не происходит ли вторжение печати в другой вид СМИ? Как проявляется взаимодействие между ними – поддерживает печать телевидение, либо, наоборот, критикует? Эти проблемы автор постарается решить в данном исследовании. Поэтому выдвигаются несколько следующих гипотез:

1. Материалы о телевидении в печати выполняют преимущественно рекреативную и информационную функции;

2. Среди жанров в подобных работах преобладают информационные, а не аналитические;

3. Материалы о телевидении чаще можно увидеть на страницах негосударственных изданий, нежели государственных, так как в данный момент в нашей республике последних меньше чем частных;

4. Материалы о телевидении появляются в русскоязычной республиканской печати эпизодически, в месяц приблизительно по 3-4 сообщения в каждом СМИ;

5. Отношения между печатью и телевидением носят оценочный характер, преимущественно выражающийся в критике друг друга.
Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей


Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz