Федеральные газеты о телевидении: классификация тем
Баканов Р.П. Федеральные газеты о телевидении: классификация тем / Р.П. Баканов // Средства массовой информации в современном мире: Молодые исследователи: Материалы V межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов / Под ред. А.С. Быковой. – СПб., Факультет журналистики, 2006. – С. 51 – 52.
Баканов Р.П., Казанский государственный университет, аспирант
По мнению как зарубежных (К. Базэлгэт, В. Дункан, Л. Мастерман и другие), так и отечественных (А.П. Короченский, А.В. Шариков, А.В. Федоров) ученых, что в условиях дальнейшего развития информационного общества, увеличением скорости передачи информации и усиления информационной составляющей массмедиа процесс социализации личности становится неполным без понимания практики функционирования СМИ. Поэтому здесь особая роль отводится медиаобразованию (буквально – образование через СМИ) как направлению в школьных и вузовских программах. Опрос, проведенный в 2004 году Ассоциацией кинообразования и медиапедагогики России, показал, что эксперты считают важными несколько целей медиаобразования среди них развитие способностей аудитории к критическому мышлению (84%) и развитие способностей аудитории к восприятию, оценке, пониманию, анализу медиатекстов (69%) (Федоров А.В. Медиаграмотность будущих педагогов в свете модернизации образовательного процесса в России / А.В. Федоров, А.А. Новикова, И.В. Челышева, И.А. Каруна. – Таганрог: 2004. – С. 26-27.)
В этой связи определенные надежды специалисты связывают с такой новой для российской журналистики областью как медийная критика. Думается, она может и должна стать одним из способов развития у населения страны критического восприятия медийного содержания.
Рассмотрим телевизионную критику как одну из составляющих медиакритики. Что и как пишут газеты о телевидении? В данной работе наше внимание уделено тематическому спектру. Мы проанализировали материалы, посвященные телевидению, в десяти общероссийских газетах: «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Известия», «Труд», «Литературная газета», «Московские новости», «Российская газета», «Московский комсомолец», «КоммерсантЪ-Daily» и «Независимая газета». Контент-анализ проведен по номерам, вышедшим в 1990-е годы.
В результате исследования выявлен огромный массив информации о телевидении (всего более 5,5 тысяч публикаций). Как показал содержательный анализ каждого из выступлений, работы можно классифицировать по двум группам, в зависимости от авторского подхода и жанра: информационной (с ярко выраженным информационным поводом) и аналитической (на первом месте анализ фактов). Каждая из групп в свою очередь может быть разделена по нескольким тематическим направлениям.
Что писали газеты о телевидении? Всего мы определили 22 темы, которые освещались с разной степенью периодичности. Значительная часть материалов (около 40% всей численности публикаций) представляет собой небольшие анонсирующие передачи заметки. Также внимание уделяется политическим аспектам, касающимся деятельности федеральных телекомпаний, а также «отлучению» от эфира конкретных телепередач (по 9%). На фоне постоянного увеличения информационных сообщений все реже публикуются аналитические работы: рецензии (есть в «Труде», «ЛГ» и «НГ»), телеобозрения («Известия», «Труд», «МН», «ЛГ» и «НГ»), корреспонденции («МН» и «НГ»). При этом все чаще в телеобозрениях акцент смещается с анализа творческого своеобразия передач в сторону рассказа о «политическом климате» той или иной телекомпании.
Классифицировав все выявленные в 1990-х гг. публикации по тематическому признаку и проведя их сравнительный анализ, мы определили, что процентное соотношение информационных и аналитических выступлений о ТВ в федеральных газетах составляет примерно 65 на 35 «в пользу» информационных работ. Несмотря на то, что к концу десятилетия в каждой из изученных газет регулярно публиковались материалы о телевидении, злободневных выступлений становилось все меньше. Телевизионная критика стала мельчать по объекту исследования, повторяя тем самым судьбу всей критической мысли в СМИ нашей страны. Обсуждались развлекательные передачи, реклама, засилье иностранной продукции… Мы считаем, что телевизионная критика за период 1990-х гг. находилась в процессе своего становления, формируя критерии для анализа телепередач. Однако в то же время, из-за все более пристального внимания к популярным ТВ-персонам, скандальным фактам, телекритика постепенно стала превращаться в разновидность светской хроники.