Персональный сайт Романа Баканова - К проблеме необходимости профессиональной дискуссии о медиакритике
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

К проблеме необходимости профессиональной дискуссии о медиакритике

Цит. по: Баканов Р.П. К проблеме необходимости профессиональной дискуссии о медиакритике // Журналистика в 2009 году: Трансформация систем СМИ в современном мире. – М.: Ф-т журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, МедиаМир, 2010. – С. 5-6.

Баканов Р.П., Казанский государственный университет

Медийная критика – направление разноплановое. Исследователи выделяют научно-экспертную, профессиональную, массовую и гражданскую критику СМИ. В то же время ее можно классифицировать и по видам СМИ: телекритика, критика печатных изданий, радиокритика и Интернет-критика. Проводимый нами контент-анализ публикаций в федеральной прессе, содержащих аналитический взгляд на деятельность медиа, свидетельствует, что современная журналистская критика представлена лишь критикой телевизионной. Очень редко в «Литературной газете» можно прочесть реплики, оценивающие качество радиопередач разговорного формата.

Преобладание телекритики над другими направлениями этого рода деятельности объясняется просто: сейчас ТВ для людей – больше, чем обычное средство получения информации. Это и способ проведения свободного времени, и бесплатные развлечения.

Перед российской телекритикой стоит много проблем: неясность статуса; отсутствие единых, четко сформулированных критериев анализа передач; преобладание эмоций над разумом в массовых изданиях; клиповость представления аудитории выявленных спорных моментов (прокричали об одной проблеме и, не представив путей ее решения, перешли к другой) и другие. Опытные телекритики, такие как Ю. Богомолов, А. Вартанов, К. Ковалев, А. Кондрашов, И. Петровская, С. Тарощина и некоторые другие работают на совесть, последовательно отстаивая конституционное право каждого гражданина на получение полной и объективной информации. Но телекритика сейчас представлена только в качественных изданиях, в массовых же она, увы, все чаще подменяется стебом и пересказом сюжетов передач.

Необходимо исправить ситуацию. Главное, что нужно сделать – организовать профессиональную дискуссию, разъясняющую сообществу важность медиакритики как одного из направлений журналистики. Целесообразно постоянно обращаться к зарубежному опыту, давать слово как опытным критикам, так и тем коллегам, кто не считает нужным обращать внимание на медиакритику. К примеру, наш опыт общения с казанскими журналистами и редакторами СМИ свидетельствует: мало кто из них имеет представление о медиакритике. Возможно, такая же ситуация в других регионах. Редко в каких областях страны в местных газетах можно прочесть аналитические материалы о работе регионального ТВ. Выписывать центральные издания может позволить себе далеко не каждый.

Поэтому сейчас актуальной является работа по распространению среди коллег знаний о медиакритике. Основная роль в этом деле должна принадлежать отраслевым изданиям «Журналист» и «Журналистика и медиарынок». Результаты исследования показали, что за минувшие 15 лет в российских газетах и журналах было опубликовано всего семь материалов о медиакритике. Этого недостаточно. Только при организации постоянной профессиональной дискуссии в практическую медиакритику придут молодые авторы.
Поиск

Календарь
«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей


Copyright MyCorp © 2019Конструктор сайтов - uCoz