Персональный сайт Романа Баканова - Медиакритика в Татарстане: первые опыты
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Медиакритика в Татарстане: первые опыты

Цит. по: Баканов Р.П. Медиакритика в Татарстане: первые опыты / Р.П. Баканов // Тонус: Научный и учебно-методический альманах факультета журналистики и социологии КГУ. – Казань: Изд-во Казан. гос ун-та, 2005. – № 11. – С. 42-45.

Рассмотрим телевизионную критику как составную часть медиакритики. В центре внимания нашей работы – публикации о телевидении в некоторых наиболее популярных у аудитории средствах массовой информации (СМИ) Республики Татарстан (РТ) на русском языке.

В 1990-е годы в нашей республике увеличилось количество как печатных, так и электронных СМИ. Среди полипроблемности по содержанию на их страницах периодически появляются материалы о телевидении как типе СМИ.

Что представляют собой данные выступления?

Нами был проведен мониторинг пяти газет, распространяемых на всей территории РТ, позиционирующих себя как общественно-политические издания и имеющих наиболее высокие тиражи: «Вечерняя Казань», «Восточный экспресс», «Звезда Поволжья», «Казанские ведомости» и «Республика Татарстан». Также анализу подверглись приложения к федеральным газетам: «Комсомольская правда – Татарстан» и «Аргументы и факты – регион». Временные рамки исследования – с января 1991-го по январь 2005 гг. Отметим, что такие СМИ как «Восточный экспресс» и «Звезда Поволжья» начали издаваться с конца 1990-х гг.

Взаимоотношение печати и телевидения мы рассматриваем в контексте системы СМИ. При этом оба вида СМИ выполняют одинаковые функции, и первостепенной из них является информирование общественности. Отметим также, что теоретики телевидения (Э. Багиров, Р. Борецкий, Г. Кузнецов, С. Муратов, В. Саппак и другие) наделяют электронное СМИ еще одной, более широкой, функцией средства массовой коммуникации (СМК). Ввиду того, что как самостоятельная разновидность газетно-журнальная критика в РТ пока мало изучена, думается, что анализируемые нами материалы могут послужить оптимизации информационного взаимодействия, содействовать обеспечению удовлетворения потребностей аудитории и повышению компетентности журналистского творчества в данной области.

Из результатов мониторинга и контент-анализа видно, что к телевизионной теме корреспонденты вышеуказанных газет обращались, в среднем, 3-4 раза в месяц. Оговоримся, что нами не рассматривались еженедельные публикации сводной сетки вещания телеканалов и анонсы телепрограмм и фильмов. Анализу также не подлежит значительное количество материалов о телевидении, перепечатанных из федеральной прессы (например, из «Комсомольской правды», «Московского комсомольца» или «Известий»).

Просматривая номер за номером исследуемые СМИ, нами было выявлено около 500 журналистских выступлений на телевизионную тему. Однако большая их часть представляет собой информацию о каком-либо событии на том или ином телеканале Татарстана (всего в республике 4 местных канала, выпускающие свои информационные продукты и принимаемые на большей части территории РТ: «Татарстан – Новый век» и «ГТРК Татарстан» - государственные; «Эфир» и «СТС» - коммерческие). Например, информация о «запуске» нового проекта, о подготовленном документальном фильме о Республике Татарстан тележурналистами из других областей страны, интервью с приезжавшими в республику известными ТВ-персонами, и т.п. В таких материалах не нашлось места анализу.

Но есть работы (их немного), в которых присутствует анализ телевизионных программ. Почти все они появлялись на газетных полосах под определенными рубриками эпизодически в разное время:

А). 1991 год. Реакция корреспондентов газеты «Вечерняя Казань» на программу Ленинградского телевидения «600 секунд» и телефильм ее ведущего А. Невзорова «Наши», посвященных ситуации в Вильнюсе. Всего было 2 выступления под рубрикой «Точка зрения». Одно из них представляет собой впечатления от программы «600 секунд». Автор материала, Г. Казаков, уже в заголовке выражает авторскую позицию – «Ваши актеры, Невзоров, плохо играют». «Советская военная операция в Литве оставила без масок многих популярных некогда людей…» – первый абзац публикации. Далее автор на основе сопоставления доводов А. Невзорова с доводами КПСС, которые известный тележурналист разоблачал в прямом эфире. Получалось, что Невзоров выступал на стороне тех, кто убивал людей возле телецентра Вильнюса. Г. Казаков уверен, что «600 секунд» «…потеряет большую часть своей аудитории…люди задумаются: вдруг остальные его героические репортажи – такая же лживая инсценировка? Можно ли верить такому человеку?» [1];

Б). 1994 год. Рубрики «TV от «ВК», выходящая еженедельно на 4-й полосе газеты «Вечерняя Казань», и «TV» («Аргументы и факты – Татарстан»). Телевизионный обозреватель – И. Ниоткуда – первой из журналистов РТ в 1990-х годах сделала попытку объединить в специальной рубрике обозрение и авторское мнение о наиболее интересных телепрограммах прошедшей недели. Осмыслению в большей степени подвергались передачи федеральных телеканалов, нежели местных. Заметим, что в то время в РТ можно было принимать всего 2 местных телеканала: «Татарстан» и «Эфир». Для данной рубрики был характерен принцип – «нравится – не нравится ТВ-программа». 

Обозреватель успевала дать краткий анализ 4-5 программ по 1-2 небольших абзаца на каждую. Отметим такие качества обозревателя как экспрессивность лексики, апеллирование к общественному мнению и вкусу, обращение к аудитории и выражение авторского мнения, элементы анализа работы телевидения. 
К сожалению, данные медиарубрики просуществовали всего один год («Вечерняя Казань») и четыре месяца («Аргументы и факты – регион») соответственно. Однако их материалы видится необходимым в дальнейшем детальнее проанализировать отдельно.

3. 2003 г. Рубрика «Взгляд на ТВ» в еженедельной газете «Восточный экспресс». Выходила в специальном приложении «Теленеделя» с января по август. Постоянный автор был только в первых нескольких ее выпусках. В дальнейшем редакция выбрала такой прием: журналист, ведущий в данном печатном СМИ конкретное направление, должен подготовить одно выступление для «Взгляда на ТВ». Тема – как сфера его профессиональных интересов отражена на телеэкране.

Экономика, образование, политика, мода, криминал, наука, культура, спорт, а также другие отрасли нашли отражение в 17-и материалах данной рубрики. Если в первых публикациях, когда рубрика зарождалась, там, по нашему мнению, были обзоры телевизионных передач, вышедших на экраны на прошедшей неделе, то в дальнейшем авторские выступления свелись к субъективному отношению к телепрограммам.

Как явствует из контент-анализа материалов данной медиарубрики, постепенно от жанра обзора телевизионных передач прошедшей недели в конечном счете, остались только авторские впечатления от тематических ТВ-передач по типу «нравится – не нравится». Авторы материалов не вдавались в причины появления той или иной телевизионной передачи (фильма), не оценивали телевизионную продукцию с точки зрения творческой, драматургической, эстетической составляющих… В итоге, спустя полгода после выхода первого ее выпуска, утратив актуальность, рубрика перестала выходить.

Таким образом, мы пришли к выводу, что телевизионная критика в газетах РТ находится в зачаточном состоянии. Материалы, в которых присутствует анализ телевизионных передач, появляются крайне эпизодически и никак не связаны между собой. Кроме того, в исследуемых нами печатных СМИ не было и нет корреспондента, специализирующегося на проблемах медиа. Из бесед с главными редакторами данных газет выяснилось, что здесь роль играют три фактора: а). Меньший объем системы СМИ РТ по сравнению со столичным регионом и, как следствие, на несколько порядков меньше информационных поводов; б). Финансовый вопрос – не хватает денег для того, чтобы держать в штате редакции сотрудника, специализирующегося на медиакритике (медиажурналистике); в). Специфичность РТ и достаточно узкая география распространения газет.

Кроме того, на наш взгляд, необходимо выделить еще и то, что, начиная с 2002 г., в Казани начинают заключаться альянсы и создаваться своеобразные медиахолдинги: телекомпания «Эфир» тесно сотрудничает с газетами «Восточный экспресс» и «МК» в Татарстане», т/к «Вариант» - с городской газетой «Курьер». Став для данных телекомпаний «своими», можно ли ожидать, что редакции указанных печатных СМИ станут критиковать партнеров?
Мониторинг изучения источников свидетельствует, что в первой половине 2000-х гг. материалы о телевидении стали чаще появляться на страницах интересующих нас газет, чем за аналогичный период 1990-х гг. Однако процент оригинальных (не перепечатанных из центральной прессы) работ почти не изменился (около 45%). И если речь идет о местных телекомпаниях, журналисты печатных СМИ, как правило, сдержанны в оценках: нейтральная позиция преобладает над негативной [2], нет резких выпадов печати в сторону телекомпаний. Время от времени на страницах газет уделялось место для интервью с председателями телекомпаний для рассказа о новых проектах.

По нашему мнению, ситуацию с освещением деятельности телевидения на медиарынке Татарстана (медиажурналистику) можно охарактеризовать как спокойную, а обстановку с телекрикикой – как штилевую.

ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Казаков Г. Ваши актеры, Невзоров, плохо играют / Г. Казаков // Вечерняя Казань. – 1991. – 21.I. – С.1.

2. За исключением, пожалуй, рубрики «ТV от ВК» (1994 г.).
Поиск

Календарь
«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей


Copyright MyCorp © 2019Конструктор сайтов - uCoz