Персональный сайт Романа Баканова - Проблемы изучения корпоративных вузовских изданий (на примере Республики Татарстан)
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Проблемы изучения корпоративных вузовских изданий (на примере Республики Татарстан)

Цит. по: Баканов Р.П. Проблемы изучения корпоративных вузовских изданий (на примере Республики Татарстан) / Р.П. Баканов / Материалы ежегодной международной научной конференции молодых ученых «Ломоносов–2008». – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2008. – С. 3-5.

Баканов Роман Петровичассистент кафедры журналистики, кандидат филологических наук, Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, факультет журналистики и социологии, Казань, Россия

E-mail: rbakanov@yandex.ru

Проблемы данного вида изданий в настоящее время крайне редко обсуждаются на научных конференциях, профессиональных фестивалях, круглых столах. Многие коллеги перестали воспринимать журналистику как служение обществу, беспристрастное информирование населения не только о жизни эстрадных «звезд», но и о проблемах местного характера. «Вторая древнейшая» превратилась в бизнес, в котором нет места «проходным» с точки зрения отсутствия коммерческого успеха материалам. Поэтому в современных реалиях перед вузовскими «многотиражками» стоит множество проблем, главную из которых можно сформулировать так: как оставаться интересными своему читателю, не опускаясь до публикации кроссвордов и перепечаток развлекательных текстов из Интернета?

Казань – студенческий город, крупный научный центр международного уровня. Здесь сосредоточено около пятидесяти различных вузов (включая филиалы коммерческих федеральных). Но исследование специфики корпоративных СМИ высших учебных заведений не предпринимается пока даже на уровне курсовых студенческих работ. На наш взгляд, это связано не только с нежеланием учащихся исследовать данный сегмент печатных СМИ, но и с рядом других причин. Попробуем их обозначить.

К сожалению, в настоящее время нет официальной статистики, сколько студенческих и вузовских изданий выходит в нашем городе. Наши обращения в пресс-центр республиканского Министерства по делам молодежи, спорту и туризму, а также в лигу студентов РТ пока не дают конкретных результатов. Эти организации сообщают только приблизительную цифру: около 13-15 газет или журналов, то есть минимум по одной в каждом крупном вузе столицы Татарстана. Однако, работая в корпоративной газете одного из старейших классических университетов России – «Казанский университет» – мы знаем, что только в КГУ половина факультетов имеет свои время от времени издающиеся малотиражные СМИ. Кроме того, в нашем городе успешно работают другие крупные вузы, во многих из которых существуют свои периодические издания, может быть, даже несколько. Сколько таких газет выходит в республике? Приходится констатировать: на сегодняшний день ни в Казани, ни в Татарстане нет организации, которая бы координировала хотя бы деятельность корпоративных вузовских СМИ, обращая внимание и на студенческие проекты. В нашей республике есть организации, курирующие работу журналистов: это Союз журналистов РТ и Агентство РТ по массовой коммуникации «Татмедиа», но там проблемами данного сектора журналистики никто не занимается.

Как нам представляется, данная проблема является ключевой при организации возможных исследований вузовской печати. По сравнению с советским временем, сейчас наука среди прочего крайне мало внимания обращает на специфику функционирования корпоративной прессы. Эпизодически можно прочесть результаты эмпирических исследований главным образом изданий, принадлежащих крупным промышленным или финансовым предприятиям, и крайне редко – о сложностях работы коллективов вузовских печатных СМИ. Отсутствие конкретной цифры о количестве корпоративных изданий высших учебных заведений ставит под сомнение проблему соблюдения репрезентативности, предъявляемую к научным изысканиям: как можно досконально исследовать предмет, имея только приблизительное представление о масштабе предстоящей работы? Можно проводить изучения только отдельных СМИ, без обобщающих выводов, экстраполированных на весь сегмент вузовской прессы республики.

Второй проблемой является разобщенность редакционных коллективов университетских и институтских «многотиражек». Корреспонденты и редакторы ограничены информационным полем своего вуза, они почти не выезжают на задания в другие места. Поэтому общения (не только профессионального, но и неформального) с коллегами практически нет. Специальных встреч или семинаров для представителей вузовской печати тоже можно пересчитать по пальцам. Так, В Казани за последний год при поддержке Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ и Лиги студентов РТ было проведено две встречи главных редакторов с целью познакомиться и начать работать сообща. Автор работы был там: мы обменялись с коллегами адресами, наметили три-четыре требующих решения проблемы и все. Дальше пока ничего не развивается.

Надо отметить и инертность самих сотрудников «многотиражек». Но такое поведение можно объяснить. Как правило, такие редакции малочисленны, состоящие из 1-3-х человек. Главным редактором обычно является либо один из проректоров вуза, либо ответственный за связи с общественностью. Получается, что газета – дополнительная и не всегда достойно оплачиваемая нагрузка на человека. Работая несколько лет корреспондентом газеты «Казанский университет» мы видим, как сложно редактору «выбить» деньги у руководства на оригинальный проект или дополнительную штатную единицу. Таким образом, сотрудники корпоративной вузовской прессы вынуждены не только и не столько искать информацию (хотя проблема заполнения номеров существует), сколько просить средства на оргтехнику и типографские расходы. Сотрудник корпоративного вузовского издания выполняет функции и делопроизводителя, и менеджера, и корреспондента, и редактора, а если необходимо, и дизайнера. До организации ли встреч с коллегами и размышлений об уровне публикаций в таких условиях существования?

Думается, что, либо в Союзе журналистов, либо в Агентстве РТ по массовой коммуникации «Татмедиа» или в республиканском Министерстве по делам молодежи, сорту и туризму должен быть сотрудник, курирующий от имени организации «многотиражки», или ответственный за их координацию. На наш взгляд, необходимо хотя бы один или два раза в год организовывать и проводить встречи работников вузовских изданий, а также семинары по повышению уровня их мастерства. Зачастую в данном сегменте журналистики трудятся люди, не имеющие специального журналистского образования. Поэтому для них могут быть интересны, например, мастер-классы ведущих журналистов по поиску, сбору и обработке информации, специфике языка газетного текста, а также основам дизайна. Ведь часто сотрудники корпоративного медиа на практике методом проб и ошибок постигают азы журналистики, ничего при этом не зная о теории. В Казани последний такой семинар прошел в 2006 году.

Кроме того, еще одной трудностью для исследователей становится то, что редакции вузовских изданий крайне медленно организуют свои сайты в Интернете. Как показывает наш экспресс-анализ, в Казани и в других городах-миллионниках на электронных ресурсах крупных высших учебных заведений (в основном классических университетов) существует ссылка на web-страницы местного печатного органа. Свежие номера размещаются не сразу после выхода в свет печатной версии, а много позже. Думается, что публикация как можно большего количества корпоративных вузовских газет и журналов во Всемирной сети окажет услугу научным работникам, которым не придется тратить время на архивные изыскания, а достаточно будет выйти на сайты редакции.

Таким образом, если говорить о Татарстане, то сегмент вузовской корпоративной журналистики здесь существует. Собственные издания есть в вузах Казани, Набережных Челнов, Елабуги и Нижнекамска. Однако пока «многотиражки», в силу многих причин, не подвержены тщательному научному анализу, а также не становятся предметом изучения медийной критики. А это необходимо для дальнейшего профессионального роста сотрудников данных изданий.
Поиск

Календарь
«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей


Copyright MyCorp © 2019Конструктор сайтов - uCoz