Персональный сайт Романа Баканова - Медийная критика в российской журналистике 2008 года
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Медийная критика в российской журналистике 2008 года

Баканов Р.П. Медийная критика в российской журналистике 2008 года / Р.П. Баканов // Журналiстыка-2008: стан, праблемы i перспектывы: матэриялы 10-й Мiжнароднай навукова-практичнай канферэнцыi / Рэдкал. С.В. Дубовiк. – Вып. 10. – Мiнск: БДУ, 2008. – С. 457-460.

Баканов Роман Петрович, Казанский государственный университет (Россия)

Российские СМИ достаточно много пишут о проблемах современной журналистики. Так, за несколько последних месяцев в разных изданиях федерального уровня регулярно освещается конфликт вокруг развлекательного канала «2х2», на который Генеральная прокуратура РФ подала в суд. Ее цель – добиться признания экстремистским материалом мультфильм «Южный парк», который транслировали на данном канале. Эксперты Генпрокуратуры сочли, что содержание мультфильма «не соответствует требованиям законодательства о защите нравственного и психического развития детей». Чиновников даже не смутило, что «Южный парк» никогда не позиционировался как мультфильм для детей, и в эфир его запускали в одиннадцать часов вечера [1, С.7]. Кроме того, на страницах газет и журналов постоянно выступают руководители печатных и электронных СМИ, представляя аудитории свои новые проекты и комментируя различные актуальные темы дня.

Однако внимание печатной прессы к жизни своих коллег в подавляющем большинстве своем ограничивается лишь информационным поводом, желательно, с отрицательной коннотацией. Рубрик под названием «Медиа», «У наших коллег», «Масс-медиа», «Обзор прессы» в российских периодических изданиях хватает, но каково их содержание? Анонсы новых телепроектов, интервью со «звездами» теле- и киноэкрана, новости других редакций… Лишь немногие редактора разрешают поместить на страницах возглавляемых ими печатных СМИ рецензию на телепередачу или тематический обзор ТВ-программ. Журналистская критика (медиакритика) в России – явление пусть и частое, но крайне непопулярное с этической точки зрения у практиков.

Автор данной работы несколько лет занимается изучением качества медийной критики в федеральных и региональных печатных изданиях России. Мы хотели бы обратить внимание на один из видов этого нового для российской журналистики направления – массовую медиакритику. Если рассматривать критику СМИ как часть медиаобразования населения, то можно сделать вывод, что современная российская медиакритика однородна по содержанию, так как представлена главным образом только одной ее частью – критикой телевизионных программ. Крайне эпизодически в «Литературной газете» под рубрикой «Радиорубка» публикуется подборка материалов о радио. Деятельность печатных СМИ на страницах других газет и журналов не анализируется. Данное направление в последние несколько лет получает свое развитие в блогах, систематизация и изучение содержания которых еще впереди.

Как показывают наши исследования, в уходящем году медийная критика по-прежнему присутствует на страницах некоторых известных газетах и журналов, распространяющихся на всю страну. Специальные еженедельные рубрики есть в газетах «Комсомольская правда», «Известия», «Российская газета», «Литературная газета», «Независимая газета», «Газета», «Московский комсомолец», «Новые известия», «КоммерсантЪ», «Новая газета», журнале «Огонек», а также в отраслевых изданиях «Журналист» и «Журналистика и медиарынок». В двух газетах – «Московских новостях» и «Труде» – в начале 2008 года рубрики, содержащие телевизионную критику, были закрыты в связи с приостановкой издания (МН) или изменением концепции печатного СМИ («Труд»).

В российской печати медийная критика крайне неравномерно представлена по направлениям. Подавляющее большинство материалов (около 98%) выполнено в виде телевизионной критики и лишь немногие выступления можно отнести к критике радийной. Как правило, о радио изредка пишет только «Литературная газета». Обсуждений принципов функционирования печатных и online-СМИ на протяжении нескольких лет не отмечается.

Проведя контент-анализ вышеуказанных изданий, мы можем сказать, что в общем потоке выступлений о ТВ по состоянию на 1 июля 2008 года половину составляли материалы без оценки и только 42,5% содержали в себе критику. В остальных выступлениях критиков присутствует положительная оценка различным телепередачам. Но по нашим наблюдениям, материалов, содержащих критический анализ телевизионных проектов, в последние несколько лет становится все меньше, поэтому можно предположить, что и по окончании текущего года выяснится, что преобладающей окажется группа публикаций без оценки. Так было и в 2006-м, и в 2007 гг. Негативная позиция сейчас присутствует только у авторов трех изданий: «Газета», «Известия» и «Литературная газета». В случае если выступления с нейтральной оценкой по результатам текущего года снова станут преобладающими, правильно ли называть телекритику критикой?

С данной проблемой связан и вопрос качества современной медийной критики в российских печатных СМИ. К сожалению, многие практики по-прежнему не готовы признать данное направление в журналистике, считая это занятие «вынесением сора из избы», а также уделом неудачников, которые ничего не стоят в творческом плане. Сейчас медиакритика в России – пока неясная для многих область знаний, признаваемая пока только учеными и некоторыми общественными организациями (Союз журналистов, Медиасоюз). Думается, что не последнюю роль при этом играет проблема качества критики, четкости ее критериев, авторских способностей конструктивного (а не только эмоционально-ироничного, как часто бывает) обсуждения медийных проектов.

Таким образом, несмотря на то, что массовая телевизионная критика в России как направление существует в печатных СМИ с начала 1990-х годов, она и в 2008 году пока не вбирает в себя всю полноту анализа журналистики, не занимается вопросами изучения «актуального многоаспектного социального функционирования средств массовой информации» [2, С.6]. Пока что приоритетом критиков остаются только подготовка рецензий (реплик) и аналитических обзоров телепередач. Постигая художественно-эстетические замыслы режиссеров, сценаристов, актеров, занятых в тех или иных проектах, авторы публикаций, в силу ряда причин политического и этического характера, крайне редко обсуждают экономические и социально-политические проблемы деятельности российских СМИ.

Литература:
1. За и против спорного канала «2х2»: мнение общественности разделилось // Новые Известия. – 2008. – 18.09. – С.7.

2. Короченский А.П. «Пятая власть?» Феномен медиакритики в контексте информационного рынка [Текст] / А.П. Короченский. – Ростов-н/Д: Международный институт филологии и журналистики, 2002. – С.6.
Поиск

Календарь
«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архив записей


Copyright MyCorp © 2019Конструктор сайтов - uCoz