Персональный сайт Романа Баканова - Функции телекритики в «Комсомольской правде»
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Функции телекритики в «Комсомольской правде»

Цит.по: Баканов Р.П. Функции телекритики в «Комсомольской правде» // Мультимедийная журналистика Евразии-2012: международные медиапроекты, глобальные сети и информационное пространство Востока и Запада: программа и сборник тезисов VI Международной научно-практической конференции. Казань, 12-14 декабря 2012 г. / научный редактор проф. Дорощук Е.С., Ответственные редакторы Сергеева Т.С., Фатыхова М.Х. – Казань: Казан. ун-т, 2012. – С. 19 – 21.


Р.П. Баканов, доцент кафедры журналистики КФУ, кандидат филологических наук

Период нашего исследования – с 1 января 2010 г. по 1 ноября 2012 гг. За это время в указанном издании было опубликовано 195 текстов, в той или иной степени содержащих реакцию телезрителей на телевизионные передачи. Из этого количества больше всего публикаций содержало в себе негативную оценку практики функционирования федерального телевидения (140 материалов или 71,8%).

В результате исследования мы пришли к выводу, что желание журналистов «КП» в очередной раз указать работникам телевидения на недостатки в их работе постепенно привело к шаблонности телекритики в данном издании. Принцип анализа ТВ-передач здесь прост: если есть, что сказать – скажи. Главное, чтобы это было понятно читателю и не сильно погружало его в проблемы. Поэтому все публикации «КП», содержащие анализ телепрограмм, невелики по объему и, как правило, содержат констатацию одной (реже двух) проблем. Они обсуждаются исключительно с точки зрения авторского представления о плохом и хорошем. На наш взгляд, эффективности у такого рода выступлений нет, поскольку через некоторое время читатель под воздействием других публикаций забудет авторскую мысль.

В телекритике «Комсомольской правды» преобладали информационно-коммуникативная, оценочная и познавательная функции. Все тексты были подготовлены по информационному поводу. А вот регулятивной, коррекционной, социально-организаторской, просветительской функций медиакритики мы не выявили.

В творчестве критиков не было единых критериев оценки. Значительное количество выступлений сделано на основе субъективных представлений авторов о плохом и хорошем, без цитирования эпизодов передач, которые бы могли стать доказательной базой при рассуждениях. Как следствие, многие из выступлений получались, на наш взгляд, слишком эмоциональными, назидательными, порой крикливыми. В них чувствовался менторский тон, просматривалось желание авторов показаться умнее своих телевизионных коллег, заносчивость и иногда даже некоторое презрение к объекту описания.

Чтобы оценка федерального телеконтента была эффективной, на наш взгляд, телекритикам необходимо установить критерии оценки медиатекстов и договориться всегда использовать их в работе. Иначе наблюдаемая сейчас практика в «КП» «критика ради критики» может еще больше расколоть профессиональное сообщество. Авторы «Комсомолки» должны понять, что, публикуя статьи от имени аудитории, надо не просто хвалить или ругать передачи и занятых в них людей, но и регулярно объяснять народу те или иные тенденции, которые наблюдаются в современной практике вещания федеральных телеканалов, и как конкретный ТВ-проект в данные тенденции встроен. Однако в телекритике «Комсомольской правды» интерпретация текста (как подфункция познавательной функции медиакритики) была выражена только на субъективном уровне автора без привлечения экспертов. Они нужны для авторитетности мнений.

Оценка передач с пересказом их сюжетов – едва ли не единственная задача, которую ставили себе авторы. На наш взгляд, такой подход к практике телекритики является потребительским, поскольку данное направление в журналистике призвано не только оценивать, но и формировать у аудитории критерии самостоятельного конструктивного анализа медийных текстов, а также прививать ей качества хорошего вкуса. Увы, в «КП» пока этого не было. Очень часто авторы материалов выражали свое отношение к увиденному на экране эмоционально, практически без доказательств, делая ставку на интригу читателя. Публикации подготовлены с оглядкой на рейтинг: использованы образные заголовки, нагнетающие напряжение лиды, разговорная лексика, пересказ эпизодов сериалов и передач и малый объем текстов. Проблемы телевещания констатировались, но не обсуждались. Видимо, для журналистов, пишущих о ТВ в «Комсомольской правде», важно количество публикаций, но не их качество.
Поиск

Календарь
«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей


Copyright MyCorp © 2019Конструктор сайтов - uCoz