Персональный сайт Романа Баканова - Творческий стиль телеобозревателя Арины Бородиной
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Творческий стиль телеобозревателя Арины Бородиной

Цит. по: Баканов Р.П. Творческий стиль телеобозревателя Арины Бородиной // Журналiстыка-2011: стан, праблемы i перспектывы: матэриялы 13-й Мiжнароднай навукова-практичнай канферэнцыi / Рэдкал. С.В. Дубовiк. – Вып. 12. – Мiнск: БДУ, 2011. – С. 432-434.

Роман Баканов, Казанский (Приволжский) федеральный университет (Россия)

Арина Бородина более семи лет является телевизионным обозревателем Издательского дома «КоммерсантЪ». В ее обязанности входит не только постоянный мониторинг качества содержания федеральных телеканалов, но и оперативное освещение наиболее интересных фактов, так или иначе связанных с телевидением. Помимо публикаций в изданиях, принадлежащих Издательскому дому «КоммерсантЪ», она иногда принимает участие в передаче «Человек из телевизора» на радио «Эхо Москвы», заменяя телекритика Ирину Петровскую, когда та уезжает в командировки. С января 2010 г. Бородина ведет еженедельную рубрику «Программное обеспечение» в эфире «Эха Москвы» (пятница в 21.05 с повтором на следующий день в 8.05).

В центре нашего внимания – анализ особенностей творческого стиля данного автора в ее постоянной рубрике «Телелидеры», в которой Бородина сопоставляет рейтинги вышедших в эфир на минувшей неделе передач различных телеканалов, выявляет проекты, собравшие максимальную численность аудитории. Рубрика «Телелидеры» публикуется в «Коммерсанте» по вторникам.

Арина Бородина изучает не первичный продукт – содержание и художественные характеристики телепередач, а рейтинг зрительских предпочтений. Иными словами, то, как ТВ-проект был принят аудиторией. Работники телекомпаний производят только программы, отвечают за содержание сетки вещания, надеясь на то, что телезрителям придется по душе все то, что они им предложат. Соответственно, рейтинг «делают» зрители. Каждая цифра – это их согласие или протест против очередного проекта. Поэтому А. Бородина еженедельно «расшифровывает» те или иные значения не только для зрителя, но и для «телевизионщиков», объясняя, почему аудитория готова или не готова «потреблять» ту или иную программу. Проанализируем особенности творческого стиля Арины Бородиной.

1. Жанр, в котором работает обозреватель, по нашему мнению, представляет собой аналитическую корреспонденцию, написанную на стыке с такими жанром, как комментарий. Ведь Бородина в текстах всегда объясняет любую цифру. Но мы считаем, что публикации выполнены именно в виде аналитической корреспонденции, в доказательство можно привести два аргумента.

Во-первых, критик рассуждает об одной, локальной, проблеме: предпочтения аудитории, ее внимание к конкретной передаче как главный фактор и показатель развития телевизионных форматов. Широко известно, что программные менеджеры телекомпаний в своей работе ориентируются на рекламодателя. О формуле, которую можно сформулировать так – стоимость минуты рекламного времени прямо пропорциональна увеличению рейтингового коэффициента передачи – мы уже подробно говорили выше.

Во-вторых, А. Бородина в каждом своем выступлении в данной рубрике анализирует не один факт или явление, а сразу несколько. Факты эти, как правило, находятся в прямой зависимости друг от друга. Тем самым, обсуждая тенденции современного телевидения, прежде всего, как сферы бизнеса, критик рассказывает своим читателям именно о локальной проблеме.

2. В выступлениях телеобозревателя практически нет средств художественной выразительности. Иногда применяются эпитеты, но, как видно из анализа текстов, этот вид тропов не играет большой роли в придании выразительности авторского повествования. А. Бородина работает в соответствии с «форматом» газеты «КоммерсантЪ» – максимум фактов при отсутствии их оценки. Обозреватель старается сохранить нейтральную позицию по отношению к объекту своего изучения.

3. Каждый выпуск рубрики «Телелидеры», как и все информационные сообщения А.Бородиной, не содержат конкретного авторского вывода или рекомендаций читателям, что следует смотреть, а без чего можно обойтись. Мы можем объяснить это тем, что, вероятно, такую практику диктует «формат» издания. Согласно его требованиям, журналист не должен становиться или предлагать аудитории какую-либо точку зрения. Пусть читатель, ознакомившись с подробной информацией, самостоятельно определится со своим выбором. От автора требуется набор фактов, их тщательное изложение и корректный анализ или объяснение.

4. Профессиональную роль А. Бородиной, на наш взгляд, нужно определить в качестве эксперта-комментатора. Ведущая рубрики позиционирует себя человеком, компетентным не только вопросах методологии составления сетки вещания телеканалов, но и – что видно из многочисленных информационных публикаций – владеет сведениями, поступающими из телевизионного «закулисья». Например, данными о прибыли от рекламы, о готовящихся съемках новых передач, сведениями о кадровых перестановках в телекомпаниях и так далее. Владение этой информацией помогает ей в объяснении той или иной цифры в результатах еженедельного зрительского голосования и определения удачи / разочарования недели.

Итак, А. Бородина – не только обозреватель, но и корреспондент, освещающий все то, что недоступно обычным гражданам узнать из текущей практики деятельности главных российских телекомпаний. С помощью этого автора у аудитории есть возможность заглянуть за «кулисы» телекомпаний, получить информацию о готовящихся к эфиру шоу, фильмах, сериалах, играх, а также намечающихся или возможных кадровых перестановках в редакциях или других новостях.
Поиск

Календарь
«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей


Copyright MyCorp © 2019Конструктор сайтов - uCoz