Персональный сайт Романа Баканова - Проблемы развития современной телевизионной критики в России
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Проблемы развития современной телевизионной критики в России

Цит. по: Баканов Р.П. Проблемы развития современной телевизионной критики в России // Материалы XVI ежегодной международной научной конференции молодых ученых «Ломоносов-2010» 12-14 апреля 2010 г. – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010. – С.12-14.

Баканов Роман Петрович, старший преподаватель, кандидат филологических наук, Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, факультет журналистики и социологии, Казань, Россия

В сентябре 2010 года исполняется пятьдесят лет телевизионной критике – одному из направлений в отечественной журналистике. 23 сентября 1960 года редактор журнала «Новый мир» А.Т. Твардовский подписал октябрьский номер со статьей Владимира Саппака «Телевидение, 1960: Из первых наблюдений». Это был первый материал, в котором содержался критический взгляд со стороны обычного зрителя на ТВ того времени.

За прошедшие полвека телевизионная критика то набирала обороты (1960-1969 гг.), то была под запретом со стороны руководства Гостелерадио СССР (С.Г.Лапин в 1970-м году сказал, что «критиковать телевидение – это все равно, что критиковать Советскую власть», 1970-1990 гг.). В «постперестроечное» время телеаналитики в федеральной периодической печати стало много: едва ли не каждое авторитетное издание основало специальную рубрику, в которой еженедельно публиковало заметки «дежурного по эфиру». Телевизионные журналисты порой иронизировали, что критиковать ТВ стало модно. Со временем к обсуждению телепередач и тенденций телевещания подключились информационные радиостанции («Эхо Москвы», «Свобода», «Русская служба новостей», «Маяк»). В первом десятилетии нового века годах каждый, кто имеет доступ к Интернету, может попробовать себя в роли телекритика, опубликовав свои суждения на специальных ресурсах: тематические форумы (www.telekritik.ru и другие), форумы федеральных телеканалов, группы социальных сетей или в собственных блогах, создать которые – дело нескольких минут.

Таким образом, современная телевизионная критика представляет собой сложившееся, но разноплановое направление в российской журналистике. Этот вид критики изучается исследователями, но журналисты-практики пока только присматриваются к нему. Они сомневаются в объективности аналитиков, то и дело публично упрекая их в нарушении корпоративной этики или даже в продажности. Так или иначе, телекритика в нашей стране испытывает многочисленные трудности разного характера. В настоящей работе мы постараемся выявить три самые важные, на наш взгляд, проблемы ее становления и оформления в качестве постоянной темы в «повестке дня» федеральных изданий.

На сегодняшний день отечественная ТВ-критика пока не установила для себя четких критериев анализа, по которым следует работать. Отсюда – плюрализм мнений в публикациях. Наряду с вдумчивыми исследованиями, на газетных полосах присутствовали и выступления, основанные только на эмоциях, желании еще раз пересказать конкретные скандальные сцены из передач, а также просто публично выразить свое недовольство определенной передачей. Эти тенденции в телевизионную критику привнесли молодые авторы, которые старались привлечь внимание к своим текстам не логикой и убедительностью аргументов, не выявлением хорошего и отрицательного в телеэфире того времени, а эпатированием аудитории, эмоциями, назиданиями в сторону работников телевидения, а также принципом «мне не понравилось и все».

На выраженные публично эмоции работники телевидения, как правило, отвечают. Их реплики обычно сводятся к упрекам, которые выражаются не открыто, а в подтексте: «Кто они такие, чтобы нас критиковать? Есть ли у них моральное право рассуждать о том, что и как надо нам делать? Не учите нас, мы сами знаем, каким должно быть телевидение!». Для них нет авторитетных телекритиков.

Антагонизм телевизионщиков можно отчасти объяснить неоднородностью содержания телевизионной критики. Мы считаем, что это стало одной из причин того, что не только в обществе, но и в сообществе журналистов нет единого понимания, что такое медийная (в частности, телевизионная) критика, и чем она должна заниматься. Порой можно прочесть или услышать мнения, что данное направление вообще не имеет право на существование в современных условиях развития журналистики России. Коллеги в большинстве своем считают телекритикой все, что публикуется о ТВ без деления на критику и ее отсутствие.

Вторую проблему мы сформулируем так: отсутствие (иногда намеренное) сообществом журналистов понимания профессиональной роли телевизионного критика. По мнению ряда ученых (А.П. Короченский [1, 2], А.В. Федоров [3] и другие), точку зрения которых мы поддерживаем, журналистская (в том числе и телевизионная) критика должна стать для аудитории своего рода толкователем-интерпретатором, объясняющим смысл происходящих в мире масс-медиа тенденций. Большая роль отводится именно телекритике, потому что в настоящее время для многих россиян ТВ – единственный источник информации. Кроме того, ценность данного журналистского направления заключается в том, чтобы объяснять аудитории те смыслы и коды, которые заложены в телевизионные передачи. Теперь и в нашей стране (правда, пока еще в академических кругах) медийная критика рассматривается как составная часть медийного образования населения, то есть обучения при помощи СМИ навыкам критической оценки медиатекстов. При этом одну из важных ролей играет формирование у людей культуры общения с медиа, выявление манипулятивных приемов, используемых журналистами не только для воздействия на сознание человека, но и для формирования определенного (часто – нужного власти) общественного мнения. Значит, одной из задач медиакритики в целом является исследование редакционной политики в первую очередь наиболее тиражных или рейтинговых СМИ, а во вторую – всех остальных масс-медиа.

Третья проблема: телевизионная критика в региональных изданиях не «прижилась». Например, в 1990-х годах в русскоязычных СМИ Татарстана выходили еженедельные рубрики, в которых анализировались как передачи, так и некоторые тенденции местного телевещания. Практика публичной оценки телеконтента была и в некоторых других регионах страны: нам известны работы энтузиастов в Архангельской, Пензенской и Томской областях. Однако в первом десятилетии XXI века критика ТВ постепенно сошла на нет, писать перестали даже о федеральном ТВ. Насколько нам известно, такова ситуация в большинстве (если не во всех) субъектах РФ, кроме Москвы. В то же время анонсы и интервью со «звездами» экрана никуда не делись.

Как можно изменить ситуацию? Во-первых, нужно организовать профессиональную дискуссию, разъясняющую сообществу важность медиакритики как одного из направлений журналистики. Целесообразно постоянно обращаться к зарубежному опыту, давать слово как опытным критикам, так и тем коллегам, кто не считает возможным признавать медиакритику. Задача: обратить внимание на данное направление не только как можно больше журналистов, но и обычных людей.
Во-вторых, включить в учебные планы факультетов и отделений журналистики специальные дисциплины, целью которых стало бы обучение студентов – начинающих журналистов теории и практике медийной критики, а также правилам анализа медиатекстов. Нам известно, что в некоторых вузах (Московском, Санкт-Петербургском, Казанском, Белгородском, Южном Федеральном и некоторых других университетах) такие курсы преподаются уже в течение нескольких лет. Практику надо продолжать.

Несмотря на свой предстоящий неофициальный юбилей, в настоящее время российская медийная критика пока не стала по примеру европейских стран авторитетным направлением в журналистике. Чтобы общественность знала о ее предназначении, необходима серьезная работа со стороны ученых, журналистов, педагогов. Разговор о проблемах журналистской критики должен перейти из эмоционально-обличительного монолога в русло конструктивно-аргументированного диалога на страницах не только отраслевых, но и качественных, и массовых изданий.

Литература

1. Короченский А.П. «Пятая власть?» Феномен медиакритики в контексте информационного рынка. – Ростов-н/Д: Международный институт филологии и журналистики, 2002. – 272 с.
2. Короченский А.П. Медиакритика и медиаобразование // Высшее образование в России. – 2004. –– № 8. – С. 40 – 46.
3. Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. – 340 с.
Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей


Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz