Персональный сайт Романа Баканова - Телевидение в зеркале печати 1990-х гг.
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Телевидение в зеркале печати 1990-х гг.


Баканов Р.П. Телевидение в зеркале печати 1990-х гг. / Р.П. Баканов // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Материалы межвузовской научно-практической конференции 21-22 апреля 2005 г. / Под ред. В.И.Конькова. – СПб.: Изд-во «Роза мира», 2005. – С. 153 – 154.

Р.П. Баканов, Казанский государственный университет

С развитием многопрограммного вещания отечественного телевидения, дальнейшей его направленностью в сторону коммерциализации в печатных СМИ увеличивается число материалов, посвященных ТВ.

На протяжении 1990-х годов в каждой из ведущих общефедеральных газет («Комсомольская правда», «Известия», «Труд», «Литературная газета», «Московские новости», «Российская газета», «Московский комсомолец», «КоммерсантЪ», «Независимая газета») вводится постоянная медиарубрика. Особо пристальное внимание уделяется телевидению как «первой власти четвертой власти» (С.А. Муратов). Анализ содержания выступлений позволяет сделать вывод о структурированности данных рубрик. Отметим, что выступления в печати, посвященные телевидению, относятся к виду массовой критики, «обращенной к широкой аудитории и использующей возможности СМИ для публикации критико-журналистских работ в целях воздействия на общественное мнение на сообщества медийных профессионалов» (Короченский А.П. «Пятая власть»? Феномен медиакритики в контексте информационного рынка / А.П. Короченский. – Ростов-н/Д: Изд-во РГУ, 2002. – С.5.)

1. Рубрики с критическим осмыслением деятельности ТВ  («Теленеделя» («Комсомольская правда», 1990-1993 гг.), «ТВ и мы», «Теленеделя с Ириной Петровской» («Известия», 199019-95 гг., 1995-2000 гг.), «Вместе у телевизора», «Теленеделя», «Эхо теленедели», «Телеакцент», «Портрет передачи» («Труд», выходят с 1993 г.), «Искусство», «Телевидение» («Литературная газета», публиковались на протяжении 1990-х гг.), «Телевидение», «ТВ-интерпретация», «Mass-media» («Московские новости»)). Для этих рубрик характерно оперативное реагирование на жизнь телевидения, на первом плане – внимание к передачам. Однако, как явствует из анализа содержания материалов, в основном, до анализа творческого качества передач дело доходит редко. Обозреватели лишь кратко пересказывают сюжеты, заостряя свое внимание на отдельных деталях (фактических ошибках, прозвучавших в эфире, работе ведущего программы, проблемам, затрагиваемым в конкретных передачах и т.д.) Часто речь заходит об околотелевизионных проблемах: взаимоотношении с властью, акционировании и приватизации телеканалов, диктатуре рейтинга и рекламных денег. Лишь некоторые из телевизионных критиков (О. Кучкина, «Комсомольская правда», И. Петровская, «Известия», А. Вартанов «Труд», Е. Чекалова, Ю. Богомолов «Московские новости», Л. Польская, В. Кисунько, С. Тарощина, «Литературная газета») обращали внимание на проблемы телерепертуара: засилье развлекательных передач низкого качества, культ иностранных передач, насилия и пошлости, диктатуру рейтинга… При этом письма телезрителей в редакцию публикуются эпизодически. В основном, материалы, которые отнесены к данной группе, представляют собой описательный тип критики. Обозреватели занимают позицию стороннего наблюдателя (телезрителя) и указывают на те или иные недостатки в деятельности ТВ. Довольно часто при этом, для облегчения восприятия текста, используются разные средства художественной выразительности: ирония, метафора, сравнение, цитаты пословиц и фрагментов песен. Тем самым редакции газет, образно говоря, объявляют своего рода выговор телевидению, привлекая внимание аудитории к проблемам данного вида средств массовой коммуникации (СМК). Но конструктивных рецептов - как ТВ преодолеть выявленные проблемы – обозреватели предпочитают не давать. Тональность выступлений, как правило, негативная.

2. Медиарубрики с отсутствием телекритики («Говорит и показывает Россия» («Российская газета»), «ТелеГазета» («Московский комсомолец»), «Кино на ТВ» («КомерсантЪ»). Здесь нами не выявлено даже элементов анализа, зато много анонсов передач, обсуждений и комментариев слухов, распространяемых вокруг ТВ, репортажей со съемок передач. Оценка – нейтральная.

3. Смешанные медиарубрики: телекритика уступает место журналистике о ТВ («Телевидение» («Независимая газета»)). Здесь публикуются как мини-рецензии на передачи, реплики телезрителей, так и анонсы телепрограмм. Тональность, в основном, негативная.

Таким образом, начиная с 1994 года, профессиональная критика передач постепенно исчезает, уступая место журналистике о ТВ. Занимая позицию разоблачителя телевидения, печатные СМИ игнорируют разъяснение аудитории: с какой целью телепередачи становятся объектом внимания обозревателей. Как результат - происходит некоторое торможение в развитии медиакритики и осмыслении функций данного направления в России.

Поиск

Календарь
«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей


Copyright MyCorp © 2019Конструктор сайтов - uCoz