| Критика СМИ в условиях развития Интернет-коммуникации
Цит. по: Баканов Р.П. Критика СМИ в условиях развития Интернет-коммуникации / Р.П. Баканов // Журналистика в 2007 году: СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – М.: Факультет журналистики им. М.В. Ломоносова, 2008. – С. 288-289.
Баканов Р.П., Казанский государственный университет
В последние годы на страницах федеральных газет и журналов крайне редко можно увидеть мнения обычных читателей по различным проблемам. Отделы писем во многих редакциях упразднены, однако, несмотря на это в современных условиях каждый человек имеет не только конституционное право на выражение собственной позиции по любой проблеме, но и возможности для того, чтобы со временем заслужить звание эксперта в определенной области знаний.
С дальнейшим развитием технических средств коммуникации упрощается возможность размещения своего материала на страницах желаемого издания. Рассмотрим тезис на примере такого направления в журналистике, как критика СМИ.
Наши исследования показывают, что медиакритика в отечественной журналистике пока реализуется главным образом через печатную (иногда сетевую) критику телевидения. Проведенный нами мониторинг Интернет-версий рубрик, посвященных анализу практики ТВ, десяти ведущих федеральных газет показал, что редакции предлагают читателям не только обсудить на специальном форуме опубликованный текст, но и высказать свои замечания/слова благодарности в адрес работников той или иной телекомпании. «Российская газета» иногда публикует подборку читательских комментариев, а в «Литературной газете» рубрика «А вы смотрели?» является постоянной. Но, несмотря на это в результате исследования можно констатировать: мнения, достойные публикации в газетах, присылают всего несколько человек.
Если говорить о содержании форумов рубрик, в которых содержится анализ практики телевидения, то, прежде всего, стоит отметить крайне низкое желание аудитории комментировать прочитанное. Часто редакционные предложения к обсуждению высказанных критиками проблем остаются без внимания. А ведь в рубриках регулярно затрагиваются проблемы профессиональной этики тележурналистов, правды и лжи, даются небольшие рецензии на передачи и фильмы и т.д. Но читатели, если судить по содержанию форумов, пока готовы лишь высказать собственные впечатления о той или иной программе. Поэтому данные сетевые ресурсы сейчас играют роль «книги зрительских наблюдений», но никак не жалоб на ТВ и предложений об улучшении качества телевизионной продукции. Проблемных дискуссий не выявлено.
Тем не менее, с развитием и совершенствованием специальных возможностей, предоставляемых Интернетом, каждый человек является потенциальным медийным критиком при условии, что он имеет возможность постоянного выхода в Глобальную сеть. Однако сначала необходимо задуматься: чего вы хотите достичь? Стать авторитетным критиком СМИ непросто, нужно не просто ругать журналистов (это сейчас модно), а всегда находить аргументы для обоснования своего мнения. Ведь критика – это журналистика мнений, и форумы в данном случае можно рассматривать как площадку для развития и совершенствования навыков четко выражать свою позицию.
| |