Персональный сайт Романа Баканова - Тематические направления современной телевизионной критики в России
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Тематические направления современной телевизионной критики в России

Цит. по: Баканов Р.П. Тематические направления современной телевизионной критики в России // Материалы ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации» / Под ред. проф. В.В. Тулупова. Ч. 2. – Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2010. – С. 3-5.

Баканов Р.П. (Казанский (Приволжский) Федеральный университет)

Медийная критика первого десятилетия нового века на страницах федеральных газет представлена главным образом критикой телевизионной и в редких случаях радийной. Критики медийных Интернет-проектов, а также деятельности печатных изданий нет. Время от времени в прессе случаются упоминания об определенных нарушениях корпоративной этики со стороны коллег (сюда, в том числе относятся и претензии работников телевидения к телекритикам), но дальше кратких заметок дело не доходит. Получается, что корпоративные конфликты представителей прессы находятся за рамками внимания федеральных общественно-политических изданий. Иногда читатели могут узнать о них из выступлений телевизионных обозревателей, которые постараются объяснить причины случившегося.

Современную телевизионную критику можно сравнить с конвейером, поскольку почти все аналитики работают исключительно в рамках информационных поводов. Принцип таков: вышла передача (фильм) в эфир – критик поговорил о ней, сделав некоторые выводы. В следующей колонке будут обсуждаться другие проблемы, навеянные экраном заканчивающейся недели. Если проект «долгоиграющий», то есть демонстрирующийся на протяжении времени, то разговор о нем продолжается только в том случае, если там появляется что-то важное для общественности. По законам жанра, телекритики постоянно просматривают множество передач, формируя концепцию очередного выступления. Из-за малого объема колонок, обозреватели из нескольких тематических направлений телевизионной недели вынуждены выбирать и освещать наиболее важные, «горячие» вопросы, а также факты и тенденции главным образом этических и морально-нравственных представлений, молчать о которых нельзя.

Что касается количества публикаций на тему телевидения в изученной нами прессе, то по сравнению с предыдущим десятилетием оно практически не изменилось. За 1990-е годы нами выявлено более четырех с половиной тысяч выступлений критиков. В первое десятилетие нового века телекритика немного не «дотянула» до указанного показателя – отмечено около пяти тысяч аналитических выступлений в периодической печати о проблемах ТВ. Причем, если брать общее количество материалов отдельно по годам, то можно видеть, что совокупность публикаций в среднем не дает ни устойчивого роста, ни заметного снижения. Например, в 2006 году в десяти федеральных газетах было выявлено 468 статей, рецензий и обозрений о практике функционирования телевидения, на следующий год показатель получился несколько выше (571 работа), за 2008-й только 535, а в 2009 году показатель снова несколько увеличился – до 588 публикаций.

На наш взгляд, российская телевизионная критика постепенно «тонет» в волне информационных сообщений о новых телепроектах, деятельности «звезд» экрана, она постепенно беднеет в своей проблематике. Если в конце ХХ века можно было классифицировать выступления обозревателей по 15 тематическим направлениям, то десять лет спустя критика ТВ стала уже не такой разносторонней. На наш взгляд, этому напрямую «способствует» само телевидение, дающее фактуру, материал для осмысления и переосмысления феноменов его вещания на данном этапе. Ведь предметом отображения автора, считающего себя телевизионным критиком, являются проблемы многоаспектного социального программного функционирования современного телевидения, а не только оценка его эфирных передач и/или ругань в адрес некоторых авторов или творческих групп. Проанализировав контент телекритики 2000-х годов, мы пришли к выводу, что газетную телевизионную критику можно классифицировать следующим образом.

В описании проблематики мы начнем разговор от наиболее актуального для критиков за десятилетие вопроса и постепенно перейдем к проблеме, которая меньше всего волнует исследователей практики вещания ТВ. Сформулируем эти направления в тезисном виде.

Проблема 1: «Ответственность авторов за свои произведения» включает в себя следующие подтемы:

А). Выявление фактологических ошибок и неточностей в исследуемых передачах;

Б). Низкие уровни авторского творческого решения заявленной в программе проблемы и ее художественного представления в передаче;

В). Экспертиза правдивости и соответствия представленной в программе картины мира современной действительности;

Г). Подробный разговор о социальных проблемах, которые получили освещение в передаче. Как правило, в этом случае информационным поводом является выход в эфир определенной программы, а далее, на протяжении материала, авторы больше не вспоминают о ТВ.

Д). Смыслы и эффекты, которые могут возникнуть у телезрителя при просмотре того или иного телевизионного произведения.
Проблема 2: «Этические вопросы современного ТВ». В ее составе – также несколько тематических линий:
А). Морально-нравственный беспредел, постоянно и сознательно эксплуатируемый телевизионными менеджерами ради получения кратковременной, но значительной денежной выгоды от продажи дорогостоящего рекламного времени;
Б). Кризис идей федерального ТВ. Убожество и низкопробность значительной части развлекательных передач. Обилие повторов;

В). Рейтинг на службе менеджмента. Контрпрограммирование как прием управления вниманием аудитории;

Г). Проблема положительного героя в сегодняшних передачах. Кто он, герой ток-шоу и якобы документальных фильмов?

Д). Различные формы, приемы и методы обмана зрителей или введение их в заблуждение в зависимости от целей и задач, имеющихся у работников телевидения;

Е). Ответ критиков на упреки в непрофессионализме со стороны работников телевидения. Тема может трансформироваться в некое информационное противостояние по линии «редакция газеты – редакция ТВ» или «редакция газеты – телевизионная публичная персона». Данный вопрос в телекритике встречается крайне эпизодически, однако, на наш взгляд, не делает чести ни сотрудникам ТВ, ни критикам.

Проблема 3: «Личность на телеэкране». В 2000-х годах данная тема пусть незначительно, но уходит из «повестки дня» телевизионной критики. И все же ТВ делают люди, а не компьютеры. Поэтому аналитикам приходится обращаться к указанной проблеме. Как видно из контент-анализа публикаций, о людях критики пишут, в основном, рассказывая о передачах с их участием. Здесь человеческая тема как бы сопутствует и является частью исследования конкретного медийного произведения. Но бывает и так, что отдельным предметом выступления обозревателей становится именно человек, его судьба во всех ее перипетиях. В таких случаях разговор выстраивается через следующие тематические линии:

А). Биография творческой личности. Говорится, как человек попал на телевидение, что ему интересно в этой работе;

Б). Профессионализм человека в кадре и за кадром. Его умение работать в прямом эфире или в записи, владеть законами жанров, чувствовать ритм телевидения и т.д. Словом, феномен популярности (известности) определенного лица;

В). Освещение факта из творческой биографии человека. Автор и, возможно, редакция могут преследовать самые разные цели;

Г). Слухи и сплетни вокруг известных публичных персон. Предпринимаются, как правило, для повышения зрительского внимания к этому человеку. Здесь мало аналитики, зато много инсценировки и выпячивания положительного. Скорее всего, это одна из форм заказанного «пиара» человека со стороны его имиджмейкеров. Мы считаем, что данный подход не имеет ничего общего с настоящей аналитической и критической творческой деятельностью.

Такова общая модель тематических предпочтений телекритиков. Конечно, любое творческое начинание сложно уложить в определенные рамки, вот и в журналистской критике иногда случаются отступления от указанной схемы.
Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей


Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz