Персональный сайт Романа Баканова - Сравнительно-сопоставительный метод в изучении материалов (окончание)
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Сравнительно-сопоставительный метод в изучении материалов, посвященных ТВ, опубликованных в газетах в 1991-2000 гг. (окончание)


Цит. по: Баканов Р.П. Сравнительно-сопоставительный метод в изучении материалов, посвященных ТВ, опубликованных в федеральных газетах в 1991-2000 гг. / Р.П. Баканов // Тонус: Научный и учебно-методический альманах факультета журналистики и социологии КГУ. – Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2005. – № 12. – С. 65-78.



Таковы критерии отбора публикаций о телевидении, сформировавших один из параграфов нашей классификации, содержащего материалы, как правило, не связанные с анализом телевизионных передач. Отметим также, что и в данной части также присутствовали работы, в которых в той или иной степени присутствовали оценки, суждения, мнения самих работников телевидения относительно продуктов или деятельности данного вида СМИ и СМК. Однако нас в большей степени интересует проблема отношения именно печатных СМИ (газет) к работе отечественного ТВ. Мы пытаемся выявить оценки работы телевидения, данные представителями ТВ-аудитории (журналистами, политиками, простыми телезрителями, написавшими в газету) в печати.

Вторая глава нашей классификации непосредственно связана с оценками и анализом тех или иных телевизионных программ, а также деятельности ТВ как вида СМИ и СМК. Это является объединяющей темой всех 14 параграфов, из которых глава состоит. Видится необходимым, подобно первой главе, выделить составляющие материалов, по которым они были отнесены нами к тому или иному параграфу.

Первый из них назван нами «Активная поддержка печатными СМИ новых передач, порожденных эпохой «перестройки». В публикациях, отнесенных сюда, по нашему мнению, можно выделить следующие общие текстовые составляющие:

1. Речь идет о передачах, являющихся альтернативой ТВ-продуктам, создаваемым в годы Советской власти: «12-й этаж», «Взгляд», «Прожектор перестройки», «600 секунд», «Музыкальный ринг», «Пятое колесо», «Телекурьер», «До и после полуночи», и некоторых других;

2. При повествовании об этих передачах, авторы публикаций, как правило, имеют собственное мнение, оценку на них. Как правило, они являются позитивными (реже нейтральными);

3. Авторы данных материалов часто предоставляют слово тележурналистам или ограничиваются цитатами;

4. Как правило, в подобных работах используется прием пересказа содержания определенный передачи, недавно вышедшей в эфир.

Следующий параграф – «Дальнейшие пути развития отечественного телевидения. Журналистский взгляд» - мы сформировали из публикаций, в текстах которых, на наш взгляд, было общим следующее:

1. В данных работах должны в той или иной степени суммироваться некоторые итоги деятельности ТВ как вида СМИ за всю его историю;

2. Подниматься актуальные проблемы современного телевидения;

3. На основе поставленных проблем авторами подобных материалов должны даваться некоторые прогнозы – предполагаемые пути выхода отечественного телевидения из сложившейся ситуации.

Далее. «Информационно-программное наполнение телевизионного эфира (сетки вещания телеканалов)». Сюда мы включили журналистские выступления в печати, имеющие общность по следующим признакам:

1. Авторский обзор телевизионных программ за определенный временной период (день, неделю, десять дней, месяц);

2. Присутствие определенной позиции журналиста как в целом по всем обозреваемым им ТВ-программам, так и по отдельным из них;

3. Выражая собственную точку зрения, авторы не переходят к подробному анализу увиденного на телеэкране, ограничиваясь лишь оценкой деятельности ТВ за временной период обзора.

Параграф «Необходимость создания нового, альтернативного телевидения, основанного на объективном информировании аудитории»:

1. Авторское подведение некоторых промежуточных итогов развития ТВ в целом, так и состояния продуктов его деятельности (программ) в частности;

2. Использование пришедших в редакцию писем от читателей газеты - телезрителей. Оценка деятельности отечественного телевидения, содержащаяся в почте, как правило, негативная, что влияет и на тональность материалов в целом;

3. На протяжении всего своего выступления автор развивает тезис, что телевидение как вид СМИ и особенно СМК не удовлетворяет предлагаемыми передачами интересы аудитории, делая акцент на письмах телезрителей в редакцию данного печатного СМИ. По нашему мнению, проанализировав такие публикации, в общем виде их тему можно сформулировать следующим образом: «ТВ и его аудитория пока идут разными путями. На телевидении почти не знают истинных зрительских ожиданий от данного вида СМК, а телезрители не понимают сегодняшний коммерческий экран. ТВ движется по инерции, не перестроив свою концепцию вещания еще с советских времен, вторые – смотрят, что предлагают работники телевидения. Не получая удовлетворения от просмотра, некоторые члены общества перестают смотреть телевизор вообще, вследствие чего происходит сокращение численности реальной ТВ-аудитории»;

4. Широкое авторское применение такого средства художественной выразительности как сравнение. Происходит постоянное сравнение современной сетки вещания телеканалов, качества информационного наполнения и режиссерских приемов отдельных передач, работы ведущих и дикторов, заставок некоторых телекомпаний с работой ТВ доперестроечных времен;

5. Широкое авторское использование фактического материала – примеров из повседневной работы современного телевидения России.

Параграф «Низкий художественный уровень многих телевизионных программ современного телевидения России». Основные черты содержащихся в нем материалов:

1. Журналисты обозревают передачи за определенный временной промежуток;

2. При этом, ведя речь о конкретной из ТВ-программ, происходит заострение авторского внимания на некоторых отдельных деталях (художественная, смысловая составляющие, монтажные приемы и т.п.) Тем самым, в той или иной степени происходит анализ;

3. Происходит выделение не понравившихся журналисту деталей в построении конкретной программы, при этом акцент, как правило, – на низком художественном уровне конкретного информационного продукта;

4. В основном, результатом анализа становится вывод автора о том, что большинство передач, подготовленных на федеральных телеканалах[5], не отвечают таким изначальным функциям телевидения как вида СМИ и СМК как удовлетворение эстетических потребностей и просвещение своей аудитории.

В параграф «Новостные выпуски: критика или поддержка?» вошли работы, посвященные состоянию информационного направления на федеральных каналах отечественного ТВ. Если в предыдущем, повторимся, речь шла о трансформации эстетической и образовательной функций на современном российском телевидении, то здесь говорится о состоянии функции информирования аудитории:

1. Как правило, поводом для журналистских выступлений в печати послужили конкретные выпуски новостей того или иного телеканала;

2. В материалах преобладают негативные (критические) оценки;

3. На основе выражения собственных оценок, авторы публикаций довольно часто предлагают свое видение подачи конкретной новости аудитории в частности, так и построения информационной программы в целом;

4. Акцент делается также на отсутствии смыслового баланса между видео и закадровым текстом.

«Отсутствие непосредственного контакта телевидения со своей аудиторией». Критерии отбора материалов данного параграфа:

1. Претензии, предъявляемые журналистами печатных СМИ к ТВ, касаются непосредственно качества подготовки телепрограмм;

2. Анализ данной темы сопровождается, как правило, негативной авторской оценкой;

3. На основании проведенного анализа, авторы публикаций сходятся во мнении: телевидению не интересны ожидания аудитории, оно не реагирует на ее пожелания.

Параграф «Поддержка новых преобразований на ТВ. Вера журналистов в его изменение к лучшему». Составные черты материалов:

1. Рассказывая в материале о конкретной ТВ-передаче, журналисты отмечают ее достоинства как в художественном аспекте, так и по профессиональным журналистским стандартам;

2. На основании этого, как правило, дается общий обзор интересных, на взгляд журналистов печатных СМИ, телевизионных передач;

3. Происходит апелляция к телевизионным журналистам – профессионалам, которых, по словам авторов публикаций, стало больше на российском ТВ;

4. В заключение материалов их авторы, на основе вышеизложенного, делают оптимистический прогноз дальнейшего развития отечественного ТВ.

Параграф «Рецензии (реплики) на телевизионные передачи» сформирован из материалов, подготовленных большей частью в данных жанрах. В публикациях, в основном, дается анализ телевизионного произведения, а также на основании анализа выставляется авторская оценка передаче (позитивная, нейтральная, негативная или критическая).

По тематическому признаку составлен параграф «Телевидение и спорт». Во-первых, в вошедших сюда материалах авторы (как работники конкретного печатного СМИ, так и читатели-болельщики, написавшие в редакцию) делятся своими впечатлениями о том, как представлен спорт (через конкретные его виды) на телеэкране. Во-вторых, по нашему мнению, через данные размышления происходит переход к повествованию об общем состоянии спорта в России. В-третьих, косвенно затрагивается и тема политики: бедность государственного ТВ вследствие скудных дотаций из бюджета, из-за чего нет денег на трансляции интересных (на взгляд болельщиков) спортивных соревнований. Отсюда следует сокращение телевизионной аудитории, т.к. ТВ сужает свою эстетическую функцию: происходит обращение аудитории любителей спорта к другим видам СМИ. Данные проблемы нашли отражение в материалах главы.

«Увеличение доли развлекательных передач на телевидении: за или против?» Мы выделили в отдельный параграф информационный поток вследствие увеличения в середине 1990-х гг. публикаций в прессе на данную тему с разными точками зрения. Тональность выступлений не оставалась постоянной [6].

Кроме разных оценок, в данных материалах можно отметить присутствие пересказа сюжетов той или иной телевизионной игры. Кроме того, применялся жанр репортажа: работники печатных СМИ принимали участие в записи подобных программ, как в качестве зрителя, так и в качестве непосредственного участника. Свои впечатления и эмоции, испытываемые при съемке, обстановку в студии они постарались передать читателям на страницах своих газет. На наш взгляд, тем самым происходит некоторое поднятие занавеса таинственности, закрывавшего собой закулисную подготовку данных передач к эфиру.

В материалах, составивших параграф «Увеличение иностранных передач в отечественном телевизионном эфире. Феномен их популярности у российского зрителя», речь идет, в основном, об иностранных телесериалах, трансляция которых на федеральных каналах началась в начале 1990-х гг. Кроме рассказа о том, как проходили съемки некоторых из них, среди работ на данную тему присутствуют как мнения телезрителей о достоинствах данных творческих продуктов, так и размышления специалистов (политологов, политиков, киноведов, журналистов) о феномене популярности телевизионных сериалов у населения России.

Среди обсуждения данной темы на страницах изучаемых нами газет, авторы материалов не ставят вопрос «надо/не надо показывать телесериалы», анализируя сюжет и художественные достоинства/недостатки, содержащиеся в них. Оценки также не оставались постоянными.

Кроме того, в данный параграф нами были отобраны журналистские выступления в печати, темой которых стали иностранные передачи как таковые: программы, выходящие в эфир в рамках недели определенной страны на нашем ТВ, а также иностранные художественные фильмы, приобретенные для трансляции в России.

Предпоследний параграф второй главы нашей классификации назван. «Телевидение и реклама». Сюда мы включили работы, темой которых стала телевизионная реклама во всех ее проявлениях: социальная, коммерческая, скрытая. На станицах печатных СМИ за временной период нашего исследования развернулось некое подобие дискуссии (между журналистами газет, телезрителями, написавшими в редакцию и руководителями телекомпаний) о необходимости данного вида коммуникации на ТВ. Оценки рекламе – различны.

Мониторинг СМИ показывает, что в середине десятилетия (а с 1996 года особенно) в прессе появилось и стало постепенно увеличиваться количество материалов, речь в которых идет о рейтингах телевизионных программ. По нашему мнению, есть необходимость сгруппировать подобные работы в отдельный тематический параграф. Назовем его: «Рейтинги: за и против». Тема деятельности телевидения здесь обсуждается журналистами исключительно с точки зрения анализа популярности определенного ТВ-продукта у аудитории. Мы можем отметить также эпизодический обмен мнениями между тележурналистами, телекритиками и социологами, разворачивающийся на страницах изучаемых нами газет, о целесообразности (бесполезности) такого вида ранжирования передач и на его основании формирования концепции и сетки вещания телеканалов.

Таким образом, думается, что с помощью сравнительно-сопоставительного метода нашего исследования, кроме систематизации публикаций о телевидении по тематическим главам, мы сможем выявить оценки, данные журналистами печатных СМИ на деятельность телевидения. Суммировав каждую из оценок (отдельно позитивные, нейтральные, негативные, критические), мы простым большинством сможем получить-определить преобладающую оценку деятельности ТВ в изучаемых нами печатных СМИ. Подобным образом можно также выявить: какова связь телевидения и политики, отраженная в материалах, посвященных ТВ.

Мы также рассматриваем телевизионную критику как часть литературной критики вообще. В данном случае нам видится необходимым рассмотреть телекритику по следующим направлениям: рецензирующая, анонсирующая, описательная, критика с политическим оттенком, так называемая «желтая» критика.

Кроме того, мы считаем, что настоящее распределение публикаций о телевидении в составленную нами тематическую классификацию позволит нам облегчить процесс выявления функциональных и жанровых особенностей исследуемых публикаций [7].

ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Наименования газет приведены в алфавитном порядке.

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азбуковник. – 2001. – С.24.

3. Данный термин к материалам в печатных СМИ, посвященным телевидению, применил в 1996 году Г. Кузнецов. См. подробнее: Кузнецов Г. В двух зеркалах / Г. Кузнецов // Журналист. – 1996. – № 12. – С. 42-45.

4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азбуковник. – 2001. – С.24.

5. В изучаемых нами работах в печатных СМИ, сформировавших данную главу, нет обзора (тем более – анализа) передач регионального ТВ (исключая ГТРК «Петербург – 5-й канал»). Однако его с полным правом можно назвать общефедеральным, т.к. до осени 1997 г. его сигнал можно было принимать в разных районах РФ.

6. Например, в газете «Труд» ведущий еженедельной рубрики «Теленеделя» (впоследствии «Эхо теленедели») А. Вартанов положительно реагировал на появление и увеличение в сетке общефедеральных телеканалов игровых передач, но негативно оценивал их смысловое (познавательное) наполнение и правила. Подобную позицию заняла и газета «Московские новости». См. указанные источники за 1993-1999 гг.

7. Классификация, предложенная нами, имеет дискуссионный характер.


Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей


Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz