Но чье мнение выражает в большинстве своем молодое поколение газетных телекритиков, постоянно стебаясь и хамя в своих рубриках в адрес телевидения? Здесь критика поверхностна и, возможно, зависящая от настроения обозревателя: хорошее настроение – передача понравилась и наоборот.
Мы считаем, что газетную телекритику 1990-х гг. можно охарактеризовать как «митинговую»: эмоции, захлестнувшие большинство медиарубрик, не безуспешно вытесняли опору на факты, а также стремление постичь творческие замыслы создателей передач. В конце десятилетия лишь в некоторых изданиях («Известия», «Труд», «Литературная газета», «Московские новости» и «Независимая газета») публиковались работы с анализом телепередач. «Митинговое телевидение» (С. Муратов, 1991) вызвало к жизни «митинговую» телепрессу. Однако протест газетных обозревателей пока держится главным образом на эмоциях. Редкий «глас народа», как видно из анализа рубрик, также апеллирует к чувствам. Работники телевидения если и отвечают на газетные материалы, то делают это крайне редко. «Митинг» продолжается уже давно, но результатов он пока не дает.
Можно ли исправить ситуацию? Начать можно с разъяснения перед читателями, с какой целью редакция вводит медийную рубрику. При этом необходимо пригласить всех желающих к участию в обсуждении проблемы «как заставить телевидение показывать то, что необходимо народу». Нужно больше публиковать мнений граждан о телевидении, по возможности просить телевизионщиков подготовить и обнародовать ответы на вопросы и предложения общественности. Главным критерием для публикации должны стать совокупность логики, нескольких конструктивных предложений, убедительности выводов, но не эмоции. Может, тогда начнется диалог между телевидением и представителями его аудитории?
***
1. Выжутович В. Заточка в одну сторону: Контроль за СМИ должен быть обоюдоострым / В. Выжутович // Российская газета. – 2006. – 7 февраля.
2. Там же.
3. Адамьянц Т.З. Быть или не быть? / Т.З. Адамьянц // Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве. – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006. – С.145.
4. Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране / А.В. Федоров. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. – С. 328 – 342.
5. Короченский А.П. «Пятая власть?» Феномен медиакритики в контексте информационного рынка / А.П. Короченский. – Ростов-н/Д: Международный институт журналистики и филологии, 2002. – С.6.
6. Шушарин Д. Меж ремеслом и колдовством / Д. Шушарин // Культура. – 2003.
7. Петровская И. Медиакритика: «хорошие» и «плохие» мальчики: Почему телевизионщики пытаются расширить границы допустимого / И. Петровская // Журналистика и медиарынок. – 2003. – № 2. – С. 43 – 44.
8. Муратов С.А. ТВ – эволюция нетерпимости (истории и конфликты этических представлений) / С.А. Муратов. – М.: Логос, 2000. – С.3.
9. Федоров А.В. Медиаобразование в педагогических вузах / А.В. Федоров. – Таганрог: Изд-во Кучма Е.А., 2003. – С.7.